"Только дело-то в том, что разные люди знали его по-разному,
и никто не имеет «лицензии» на абсолютное понимание другого человека.
В этом весь смысл неповторимости,
в этом правдивость мысли, что вместе с человеком погибает целый мир.
В противном случае все обо всех в истории было бы предельно ясным..."
(Вадим Серебренников об Андрее Поздееве)
Невозможно рассуждать о творчестве и мире Художника, не зная всех обстоятельств его жизни и творчества, условиями и средой, к которой вырос этот удивительный талант и личность.
Каждый из авторов воспоминаний имеет право понимать личность Андрея Геннадьевича по-своему.
Главное, что cовершенно разным авторам было что сказать, и они сделали это искренне и открыто.
Станислав Шавловский.Светлые воспоминания. ‹Станислав Шавловский - главный художник Владимирского областного театра драмы. Учился в художественной школе, затем окончил училище имени Сурикова и ленинградскую Академию Театрального Искусства. Работать во Владимир приехал в восьмидесятых годах.› «Его любили молодые художники. Я помню, как в художественном училище мы бегали на выставки смотреть только Поздеева. Потом, на занятиях по живописи пытались взять цвет, так это делал Андрей. Конечно, никому это не удавалось. Его видение было «закодировано», и настолько индивидуально, что разгадать его технологию было немыслимо. Андреем можно было только восхищаться. Правда, педагоги не приводили его в пример, они боялись уйти от стереотипного понимания живописи. А искусство Поздеева меняло учащимся способ мышления, делало их непослушными и свободными. Таким образом, он становился негласным идеологом чего-то нового в противовес серому и скучному, В 60-е годы, во времена «оттепели», Андрей был для нас самым передовым и притягательным художником. Он притягивал не только молодых. К нему были очень привязаны художники Владимир Капелько и Геннадий Горенский, в мастерскую приходили поэты, писатели, историки, «эстеты», режиссеры, артисты и просто интеллигенция, интересующаяся живописью».Читать текст полностью>
Валентина Михайловна Поздеева. Помню как... <Вдова художника, учитель русского языка и литературы>.
В нашем Красноярском отделении Союза художников преобладало такое мнение: художник должен найти свою манеру письма («свой язык» называлось это) и придерживаться ее всю оставшуюся жизнь. Иначе - неправильно. Формализм! Обвинения этого очень боялись. Андрей же не боролся с естественным, на мой взгляд, желанием движения, развития. Читать текст полностью>
Аврора Даниловна Грицай. Биографический очерк. <Друг семьи художника. Учитель русского языка и литературы> С течением времени у Андрея сформировалась довольно большая библиотека книг по истории и теории изобразительного искусства. Он серьезно изучал все, что есть о цвете, композиции, анатомии. Неоднократно совершал целенаправленные поездки в Москву и Ленинград для ознакомления с коллекциями художественных музеев. Последний раз художник приезжал в столицу в 1981 году на выставку «Москва-Париж». Новые знания, которые постоянно приобретал, выливались в новые творческие эксперименты. Так результатом его работы с цветом и плоскостью стали декоративные панно: «Тигр», «Лошадь», «Пир», «Адам и Ева», «Тишина» Читать текст полностью>
Евгений Попов. Новые штаны Андрея. ‹Евгений Попов - писатель, прозаик, родился в Красноярске. Окончил Московский геологоразведочный институт. Работал геологом в Сибири, затем переселился в Москву.Секретарь Союза московских писателей, один из основателей Русского ПЕН-центра, ассоциированным членом Шведского ПЕН-центра›. Этот моложавый коммунист был простой сибирский мужик, но только директор профтехучилища. И Поздеев был простой сибирский мужик, но только художник. Один мужик вдруг увлекся неизвестно почему, стал показывать другому мужику всякие КАРТИНЫ, десятки картин, и объяснять, что вообще всякие картины ЗНАЧАТ. Второй мужик вдруг затосковал, явно озадаченный наглядными сведениями о том, что земное бытие вовсе не ограничивается советской властью, а потом тоже увлекся. Читать текст полностью >
Вадим Серебренников. Рождение мифа ‹Вадим Борисович Серебренников - горный инженер, потомок знаменитого Сибирского мецената П.И.Кузнецова, в настоящее время живет в Москве›.
«Верно и то, что сам Андрей Геннадьевич трагической фигурой никогда себя не ощущал. Более того, он считал себя счастливым человеком, потому что мог свободно работать, имел материалы, мастерскую, учеников, друзей. Не был подвержен зависти и тем более злобе. Его неудовлетворенность больше всего относилась к самому себе. Он в полной мере наслаждался радостью созидания и достигнутого преодоления. Мне он представляется одним из самых счастливых людей, которых я знал. И самое главное - этими чувствами пронизан весь мир его созданий, где есть место всем оттенкам человеческих чувств, но нигде вы не обнаружите присутствия враждебности внешнему миру...Читать текст полностью>
Вадим Серебренников. Раковина.
Глядя на раковину, Андрей увидел в ней много бóльшее – саму жизнь и мир, родившиеся и пребывающие в гармонии формы и цветă, лежащие в основе творения. Мотив раковины проступает в последнем размышлении Мастера о Пространстве, Планете, Сотворении мира…
Читать полностью >
Уроки Поздеева. Из беседы красноярского писателя Эдуарда Русакова с искусствоведом и художником, доктором философских наук, профессором Владимиром Жуковским
У него было хорошее чувство юмора, он любил посмеяться, пошутить. Он сам говорил: «Если бы я не был художником, то стал бы клоуном». Вообще театрального в нем было много, он легко включался в игру, и не зря актеры и режиссеры его любили. В нем постоянно присутствовало игровое начало. И это не мешало ему серьезно относиться к искусству. Суть творчества - игровая, творчество - это серьезная игра. Читать текст полностью>
Игорь Вильчевский "Дядя Андрей" ‹Игорь Вильчевский - художник, является членом международного и всероссийского Союза художников, долгое время работал в Москве, в настоящее время проживает в Красноярске›
Любовь дяди Андрея к сибирской природе, ее горам, рекам, таежным цветам была настолько сильной, что видел и чувствовал он ее глубоко индивидуально. Он научил меня любить все, что окружало, и все рисовать. А рисовать с ним хотелось много, и его главное требование состояло в том, чтобы это было интересно и самобытно. Читать текст полностью>
Владимир Ваганов "Эти два ярких дня" ‹Художник, создатель и хранитель музея Андрея Поздеева, друг и ученик художника›.
Я заметил, что, если какая работа оставлялась, тем более оформлялась в окантовку, все это было «дите», которым он дорожил до крайности. Он и дарил многое, друзьям, хорошим людям, которые были ему интересны. Иногда он настойчиво требовал работу вернуть, объяснял, что от нее надо написать другую...Андрей так к ним и относился, вкладывая в них себя полностью, искренне, со страстью, он одухотворял их и любил, как детей.Читать текст полностью>
Ида Роот. Слово о Поздееве ‹Ида Роот - актриса красноярского Театра Юного зрителя›.
Микромир - такое место, где сегодня наша душа может почувствовать себя устроенной. Это - мастерская художника Поздеева. Казенщина за окном узкой полоской просвечивает сквозь незадвинутую штору. А тут душе тепло, уютно, тут можно побыть самим собой, здесь тебя поймут и не осудят. Мастерская художника - маленький островок, прибежище правоты, здесь прав тот, кто добрее, здесь мерою господства почитается людское благородство. Читать текст полностью>
Андрей Поздеев - миф или часть истории? Андрей Буровский. ‹Писатель, автор книг научно-популярного жанра, книг по русской истории, издатель, кандидат исторических наук, доктор филосовских наук, археолог›.
«Андрей Геннадьевич органически не мог жить нигде, кроме Красноярска и ПриЕнисейского края. Он тонко чувствовал каменное чудо Петербурга: интересовался природой Средней полосы, но жить там не захотел и вряд ли смог бы. Эстонцы называют таких людей «люди Тара» то есть люди своей земли; те, кто не способен оторваться от нее; кто погибает, если его увозят насильно. Читать текст полностью>
Валентин Курбатов. Портрет на фоне портрета. <Литературный критик, литературовед, прозаик, член жюри литературной премии «Ясная Поляна», член Союза писателей России>
«Я думаю, что в последние годы Андрей Геннадьевич был счастлив. Мы приходили к нему с Виктором Петровичем, и они обнимались и весело смеялись над старостью, которой оба не знали. И это была не игра, а изумление чуду жизни. Мир снова только открывался ему в своей вечной молодости. Он не зря так часто писал тогда Адама и Еву (и чаще Еву, Еву — жизнь!) — райский сад, в котором наше знание бедно и напрасно, а подлинна одна полнота принятия всего в мире.
Он говорил об этом каждым своим холстом. Как любящий человек, он хотел, чтобы и мы были счастливы. И оставил “рецепт” и “путеводитель” в страну свободы и любви — свое золотое и теперь уже несомненно бессмертное творчество». Читать текст полностью>>
Таллин. Отрывок из книги Э.И.Русакова «Свободен как солнечный зайчик»
Я давно ищу оправдания искусству, - задумчиво добавил Олев Субби, - и вот, после встречи с Поздеевым, мне кажется, я его нашел... Искусство - это модель жизни. Художник своим примером учит нас - лучше любых ученых и философов - как достигать цели, как делать осмысленной свою жизнь... Читать текст полностью>>