Биографический очерк

Андрей Геннадьевич Поздеев родился 27 сентября 1926 года в селе Нижний Ингаш Красноярского края в семье почтового служащего Поздеева Геннадия Даниловича и его жены Евдокии Ивановны, у которых уже было двое детей: сын Коля и дочь Антонина. После Андрея, через год, родилась младшая сестра, Зина.
Он гордился своей принадлежностью к исконному сибирскому роду, говорил: «Я - енисейский мещанин. В роду - кузнецы, столяры-краснодеревщики». Мать была родом с реки Ангары. Семья постоянно переезжала из-за работы отца. Жили преимущественно в поселках по Енисею. Там, в одном из сел, Андрей начал учиться в школе. С ранних лет главной отрадой было рисование. В 1937 году он принимал участие в краевом конкурсе детского рисунка, посвященном столетию памяти Пушкина, и за портрет поэта получил денежную премию - первое признание и награда.
Когда началась война, отца сразу мобилизовали. Была мобилизована и старшая сестра, зенитчицей прошла всю войну.
Так как Андрей, почувствовав себя взрослым, постоянно убегал из дома, Евдокия Ивановна посоветовала ему отправиться в Красноярск, где он начал работать на Комбайновом заводе. Там юноша вспомнил свой опыт беглеца: сел в первый попавшийся товарный поезд и уехал к маме и бабушке, которые  жили тогда в селе Тюхтете. За это получил 6 месяцев тюрьмы по «сталинскому указу». В колонии постоянно рисовал, оформляя стенгазеты и различные «уголки».
После освобождения Андрей был направлен на учебу в ремесленное училище на станции Енисей, где готовили будущих железнодорожников. Очень скоро эти бараки ремесленников превратились в филиалы воровских притонов. В одной из облав был захвачен и Андрей. Снова шесть месяцев заключения, которые он в этот раз не отбыл полностью, так как был направлен в клуб им. Дзержинского художником. Опять лозунги, стенгазеты, портреты и художественные панно. Работал с большим удовольствием, но на предложение остаться на постоянную работу ответил отказом. Решил идти в армию.
В 1943 году пошел на фронт добровольцем. Отправлен был на Дальний Восток. Участвовал в военных действиях (связист в артиллерии). Спустя годы, с облегчением говорил, что не убил лично ни одного человека, но постоянно видел в страшных снах, от которых просыпался с криком, те горы трупов, которые оставались после «работы» их дальнобойной артиллерии. Сны прекратились только тогда, когда написал картину «Война». Тема войны отразилась также в цикле произведений «Женихи и невесты».
После окончания военных действий служил на Курильских островах. С горечью рассказывал о том, как война выявляет в людях самые низменные качества, когда они не жалеют ни себя, ни других.
В армии также всячески поощрялось его стремление к рисованию и командованием, и морскими офицерами, к которым его направляли работать.
Там, на острове Кунаки, Андрей заболел туберкулезом легких. В 1946 году был направлен в госпиталь, а затем списан из армии по болезни. Награжден медалью «За победу над Японией».
В том же году он приехал к родителям, которые жили тогда в поселке Тура в Эвенкии. Приехал умирать (легкие в состоянии распада), но выжил благодаря сухому климату и народным средствам, приготовленным на основе собачьего и медвежьего жира (вспоминая это, в шутку называл себя «живодером»).
В 1947 году отец снова поменял место работы. Семья переехала на юг края, в Минусинск. Это очень благоприятно сказалось на здоровье Андрея. Пребывание в Минусинске и Абакане - начало его творческой жизни. Он пишет этюды, портреты, начинает работу над жанровой картиной. Работает в ремесленном училище (с 1948 по 1950 год), в Краеведческом музее им. Н.М. Мартьянова, ведет рисовальный кружок в Доме пионеров.
1948 год - участие в выставке минусинских художников. Первый каталог.
Вместе с первыми успехами окрепло желание учиться. 1948 год, 1951 год, 1953 год - три попытки поступления в художественные училища (Свердловск, Ленинград). Был принят, но каждый раз возвращался из-за обострения туберкулеза.
Переезд в Красноярск в 1950 году расширил круг общения с художниками. В октябре того же года Андрей был принят в товарищество «Художник» и поступил в детскую рисовальную школу, которую закончил за два года. Его учитель, Андрей Прокофьевич Лекаренко и после окончания разрешал ему заниматься в любом классе. Этого строгого художника Андрей всегда считал своим учителем и наставником, слово его для Андрея было непререкаемо.
В эти же годы Андрей поступает в Школу рабочей молодежи № 10, где директором Марией Аркадьевной Зекцер была создана прекрасная атмосфера уважения к ученикам и большой заботы о них. В этой школе Андрей получил среднее образование. Там же он встретился со своей будущей женой Валентиной Михайловной Крючковой, которая вела у них уроки литературы.
После окончания школы в 1956 году Андрей стал жить в доме Крючковых. В это время он работал в Художественном фонде художником-копиистом. Последней копией для заработка была картина Ю. Непринцева «Отдых после боя». Михаил Кузьмич Крючков, журналист по профессии и человек творческий, настоятельно порекомендовал зятю отказаться от заказов и заняться исключительно творческими работами, а сам взял на себя основную часть материальной ответственности за семью.

Осенью того же года Андрей уже участвовал в выставке произведений сибирских художников, которая проходила в Иркутске, и был принят кандидатом в члены Красноярской организации Союза художников РСФСР. В Союзе художников к нему относились добросердечно, а может, снисходительно, звали Андрюшей и одновременно строго одергивали, осуждали «за отход от реализма». Кандидатство затянулось до 1961 года. Сам Андрей был уверен, что, если бы не его болезнь, - не видать ему членский билет Союза художников.
В 1961 году художника поражает очередной недуг (арахно-энцефалит). Целых десять лет состояние здоровья было очень тяжелым. Болезни то наступали, то давали передышку, но художник продолжал интенсивно работать. В это время Андрей был постоянно окружен друзьями. Возникла тесная связь с актерами, молодыми режиссерами и постановщиками Красноярского ТЮЗа, других театров города. В его доме читались пьесы, обсуждались будущие спектакли (он даже сам участвовал в одной из постановок молодого тогда Камы Гинкаса в качестве театрального художника). Театральная атмосфера отражалась в его этюдах, портретах, постановочных картинах. Работа с моделями, перерастая натурные рамки, тоже получала несколько театрализованное направление («Фатеев с семьей», «Люси», «Портрет Веры Степановны Ситниковой», «Начальница» и др.). Почти все натурщицы вошли в круг ближайших друзей Поздеевых, часто подолгу жили в семье и до сих пор не прерывают связи с ней.
В этот же период Андрей тесно общается с молодыми художниками: В. Капелько, Г. Горенским, С. Шавловским, Е. Бяковым, В. Вагановым и другими. Володя Ваганов, влюбленный в его искусство, стал верным другом семьи на долгие годы. Не случайно именно по его инициативе в школе № 69 в Красноярске теперь создан музей Поздеева, названный «Музей доброго человека».
В 60-е годы Андрей много пишет с натуры город, однако настоящей мастерской для него стала Кузьмичева поляна. «Божьим местом» называл он ее и долину реки Калтат. Там есть сторожевой пост заповедника «Столбы» («дырявая изба»), ранее принадлежавший его первому директору Александру Леопольдовичу Яворскому, а затем супругам Василовским. Там написаны лучшие работы того периода: «Здесь живешь ты», «Цветы одного лета», «Прибежал Конек-горбунок» и многие другие из «калтатской серии». Здесь, вокруг четы Василовских, сплотилась группа красноярцев, людей неординарных, глубоко любящих и знающих эти места. Самыми близкими были В. Серебренников, В. Кравченко, В. Крейндель, С. Панько, Г.Дмитриева. С ними Андрей чувствовал себя уютно, они любили его и были постоянными зрителями на его выставках, выступая на обсуждениях работ. Не случайно один из них, Вадим Серебренников, написал предисловие к каталогу 2-й персональной выставки работ Поздеева (1974 год). Эта экспозиция сопровождалась бурной словесной баталией между членами правления Красноярской организации Союза художников, решившими проучить «непослушного» Андрея, и его поклонниками.

Поздеев был человеком жизнелюбивым, горячо интересующимся разными людьми, «любопытным к миру», как его назвал один из друзей. Он никогда не смирялся ни с болезнями, ни с обстоятельствами жизни. Материальное положение всегда было тяжелым, так как основная часть семейного бюджета уходила на художественные материалы (Андрей отличался невероятной работоспособностью и требовательностью к себе, десятками уничтожая не устраивавшие его работы). Впервые оно улучшилось после персональной выставки в Норильске в 1982 году. Город купил для Норильской художественной галереи несколько работ, заплатив по тем временам очень достойную цену за них. В знак благодарности художник подарил музею большую коллекцию своих работ.
Взаимоотношения с творческой организацией, к которой он принадлежал, у Андрея не были простыми. Часть художников безоговорочно признавала за ним право на творческие поиски, но были и те, особенно это касалось руководства, кто настойчиво пытался вернуть его на путь истинный, то есть в рамки официально признаваемого искусства. Тем не менее, Красноярская организация Союза художников оказывала ему поддержку: предоставлялись отдельные мастерские, периодически выделялась материальная помощь, давались в долг художественные материалы. Ю. Ишханов, будучи председателем Союза, нередко защищал художника от нападок.
Поздеев подвергался большому количеству проработок за «формализм» и «буржуазное искусство». Особенно преуспело в этом руководство Союза художников РСФСР. Критика достигла своего апогея в 1986 году на выездном Пленуме Союза в Красноярске, где в то время проходила персональная выставка Поздеева. К счастью, она вызвала волну протеста в среде местного художественного братства и отчасти произвела обратный эффект - художественные музеи
Сибири стали приобретать его работы. К 1988 году он рассчитался с нависшими долгами.
Андрей всегда участвовал в Краевых и Зональных выставках (их было 31), с 19б4 по 1997 год состоялось также 11 персональных выставок: Красноярск, Новосибирск, Норильск, Таллинн, Москва, Санкт-Петербург, Зеленогорск. Художник ценил выставки, они помогали подвести итог сделанному и найти новые творческие выходы. Но никогда его работы не экспонировались на выставках «Советская Россия». Только один раз, в 1983 году (тогда выставка проходила в Красноярске) две его работы - «Одуванчики», «Кузьмичева поляна» - вошли в экспозицию. Пока он шел в "общем русле", его работы брали и на Всесоюзные выставки («Выставка произведений молодых художников Советского Союза к Всемирному фестивалю молодежи и студентов», Москва, 1957 г.; Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ», Москва, 1958 г.). Но как только стал определяться его собственный стиль, это прекратилось. Последовали советы: «Андрюша, вернись назад, начинай от печки». Однако среди художников страны имя Поздеева было достаточно известно, и некоторые из них старались помочь. М. Максимов, например, постоянно приглашал в руководимые им акварельные группы, и этим объясняется участие Поздеева в заключительной выставке в Ленинграде в 1971 году, а также участие в выставках «Советская акварель» на Кубе (1971 г.), в ЧССР (1971 г.), в Мексике (1972 г.), в МНР (1974 г.). А в 1984 году известный эстонский художник Олев Субби устроил ему персональную выставку в Таллине.
С течением времени у Андрея сформировалась довольно большая библиотека книг по истории и теории изобразительного искусства. Он серьезно изучал все, что есть о цвете, композиции, анатомии. Неоднократно совершал целенаправленные поездки в Москву и Ленинград для ознакомления с коллекциями художественных музеев. Последний раз художник приезжал в столицу в 1981 году на выставку «Москва-Париж». Новые знания, которые постоянно приобретал, выливались в новые творческие эксперименты. Так результатом его работы с цветом и плоскостью стали декоративные панно: «Тигр», «Лошадь», «Пир», «Адам и Ева», «Тишина» и др.
Всю жизнь Поздеев писал цветы. В разные годы он писал их по-разному и создал настоящий «райский сад» из этих работ. Для него это был одновременно и отдых, и первоначальная апробация новых творческих идей. «Цветы... Я всегда писал и люблю их. Это великолепное существо, невероятно разное. Красота, прелесть, нежность. Я не могу от этого отказаться. А через цветы я могу увидеть другие сюжетные и несюжетные выходы...».
В 80-е годы в круг чтения Андрея вошла Библия и книги по Священной истории. Большой интерес вызывала также эзотерическая литература. Это объяснялось, по-видимому, тем, что он много думал о вопросах бытия, сущности человека, его месте в Мире и Космосе. Все эти вопросы - темы холстов последних лет: «Голгофа», «Моление о чаше», «Сотворение мира», цикл «Жизнь человека» и другие. К этому времени художник сблизился с искусствоведом В.Жуковским. Они много рассуждали, спорили. В мастерской постоянно бывали Красноярские писатели Э.Русаков, А.Астраханцев. Н.Еремин, Е.Попов, З.Яхнин, заходил В.Астафьев. Художник написал портреты многих из них. Они же посвящали ему свои произведения.
Творчество Поздеева, фактически неформального лидера сибирского искусства, в советский период было мало востребовано даже в пределах Сибири. Только в 90-м году делаются первые попытки познакомить с его творчеством любителей искусства и широкую общественность. В журнале «Искусство» публикуется статья искусствоведа А. Ефимовского, а в городе Кемерово создается галерея современного искусства «Сибирский салон», где впервые выставляются самые значительные произведения мастера. К сожалению, вскоре «Сибирский салон» прекратил свое существование.
В 1991 году начинается сотрудничество Андрея Поздеева с московской галереей «СИТИ», которое вскоре вылилось в программу исследования и популяризации его творчества. Были организованы первые выставки в Москве (ЦДХ, 1993 г.) и Санкт-Петербурге (Государственный Русский музей, 1996 г.), выпущены альбомы, создано несколько телевизионных передач, опубликованы статьи в центральных художественных журналах. Сотрудничество с галереей «СИТИ» утвердило место художника в современном искусстве, создало условия своеобразной защищенности. Эта программа продолжается и после смерти художника.
Официальное признание Поздеева началось с первой персональной выставки в Москве в 1993 году. По ее итогам он был выдвинут на соискание Государственной премии.
В 1998 году Андрей Поздеев был награжден Дипломом и серебряной медалью Российской Академии художеств.
В том, что Поздеев состоялся как художник, большую роль сыграла его жена В.М. Поздеева («Вальча», как он называл ее). Она полностью освободила художника от мелочей быта, была сиделкой во время болезней, радушной хозяйкой гостеприимного дома, его добрым гением и ангелом-хранителем. Недаром Андрей Геннадьевич запечатлел ее в триптихе «Вера, Надежда, Любовь» (в образе «Надежды» и «Любови»). О чувстве, связывающем их, говорят многочисленные супружеские портреты, и живописные, и графические.
В последний год жизни художника все друзья, каждый по-своему, стремились помочь ему, облегчить страдания, надеясь, что и в этот раз он преодолеет тяжелый недуг.
12 июля 1998 года А.Г. Поздеев скончался в своей мастерской в Красноярске. Последними его словами были: «Положите со мной чистый лист бумаги».
Художника не стало, но остались картины, в которых живет его душа.


Аврора Грицай Красноярск, 2001


 

 

 

Powered by XGEM Engine