Помню как...

В нашем Красноярском отделении Союза художников преобла­дало такое мнение: художник должен найти свою манеру письма («свой язык» называлось это) и придерживаться ее всю оставшуюся жизнь. Иначе - неправильно. Формализм! Обвинения этого очень боялись. Андрей же не боролся с естественным, на мой взгляд, же­ланием движения, развития.

Вначале (вместе с ним мы начали жить в 1956 году) он, говоря о живописи, сравнивал ее с россыпью разноцветных драгоценных камней. Сравнение теперь воспринима­ется с улыбкой, но ведь мы были молоды тогда, да и в романтическом состоянии, так сказать. И живопись его представля­ла масляный замес, очень многоцвет­ный. Писал он чаще всего на грунтован­ном картоне с лаком. Все сверкало. Боль­шие усилия прилагал, чтоб не потемне­ло. Изучил каталог масляных красок, на­изусть знал, какие краски совмещаются, какие нет. Работал обычно «на пленэре», писал быстро, «а ля прима». Пик этих усилий - калтатские картоны.

Калтат - это маленькая речушка, впа­дающая в реку Базаиху. Течет она на тер­ритории заповедника «Столбы». На хол­мах над нею, на Кузьмичевой поляне, есть сторожевой пост. Ключ от него нам давали наши хорошие знакомые Иллария Сергеевна и Анатолий Ва­сильевич Василовские; она - школьная учительница, как и я, он -инженер-судостроитель. Они долгие годы работали в заповеднике на общественных началах, как тогда говорили, а после выхода на пенсию и вовсе поселились на Кузьмичевой поляне.

Благодаря помощи этих добрых людей, в 60-70-е годы мы жили по целому лету на Кузьмичевой, где Андрей писал свои прекрасные этюды, которые сам он считал картинами, а многие художники-«кухней», которую неприлично выставлять, «колодой карт», по сло­вам одного из руководителей Красноярского отделения СХ.

Работал он тогда много, с радостью, можно сказать, с восторгом. Избушка за неделю вся была облеплена внутри (включая потолок) и снаружи по стенам сохнущими работами. В конце недели Андрей уносил их в кассетнице домой. Нес всегда сам, хотя в 60-е годы из-за болезни тяжести поднимать не мог и этюдник с красками носи­ла в рюкзаке я. А те же, что оставались, постепенно растаскивались «столбистами». Правда, если картон сильно досаждал ему, что-то срывалось, не получалось, мог и сжечь на костре, сильно ругаясь на всю поляну.

Во второй половине 70-х Андрей принялся просить в СХ боль­шую мастерскую. Перестал ездить «на натуру», а на наши приглаше­ния отвечал: «Я это уже умею». Он хотел работать в мастерской и с большими холстами. Когда в 1980 г. построили новые мастерские, то из двух предложенных он выбрал ту, где была просторная стена. Здесь он начал писать свои композиции, работая не только с цве­том, но пространством и плоскостью. Это было новое, чего он «еще не умел», что открывало, вероятно, далекие перспективы и широкие горизонты. Уже иначе ложилась на полотно краска, гладко, иное бы­ло понимание живописности - целиком на соотношении цветов.

Временами возвращался к калтатским пейзажам, но писал их более обобщенно.

И время уже было иное, иной возраст: прочитанное и пережи­тое, обдуманное и перечувствованное выливалось в иные картины. Они были иными по форме и по содержанию.

Библейские темы он разрабатывать начал еще в старой мастер­ской. Там тесно было. Здесь удобно, просторно. И дело пошло. А про­светил ли его Господь, как считает искусствовед Галина Сергеевна Кушнеровская, так говорят, без Его воли ни один волос с головы не падет.

Помню, как Андрюша пришел к нам, в наш старый барак, при­надлежащий редакции газеты «Красный рабочий».

Это был конец июля 1956 года, в этот день рано утром внезапно умерла моя мама. Андрюша остался жить у нас. Был он тогда смирен­ным копиистом. Работа эта не была ему неприятна. Он с удовольстви­ем копировал Репина, например. Последней его копией был «Отдых после боя» Непринцева. Следующая копия у него не пошла: Художест­венный фонд заказал копию картины Серова «Ленин провозглашает Советскую власть». Вот он сделал рисунок, подмалевок и, смотрю я, третий день уж проходит, а подмалевок этот так и стоит, прислонен­ный к печке, без всяких изменений. Отчего-то я спросила, в чем дело, не у него, а у папы... А он говорит, что Андрей не будет ее писать, а бу­дет теперь «работать творчески». Вот так торжественно. Потом уж Ан­дрей рассказал, что у них произошел интересный разговор.

- Ты что, Андрюша, не хочешь ее делать?

- Нет.

- А отдать ее можешь кому-то?

- Да, конечно. Ребята сделают.

- Ну, и отдай... У меня ничего не вышло, может, у тебя получится. Папа мой в былые времена писал и даже понемногу печатался. Ему понятнее, чем мне, было то, чего действительно хотелось его зятю. А мне он сказал:

- Прокормим.

Очень сочувствовал Андрею по поводу трат на материалы, говоря «писателю надо только перо да бумагу». Я вначале тоже ужасалась. А потом сказала себе: «Успокойся. Тебе эти долги не оплатить никогда. Не твое дело». И, как ни странно, вправду успокоилась. Как бы, инте­ресно, чувствовала я себя, если б стало мне известно тогда, что опла­тит Андрюша все свои долги в 1988 году? Но все это уже миновало. Андрюша никогда не горячил мои мысли и не огорчал сердца каки­ми-то грубыми или эгоистичными действиями. Мягким был челове­ком со мной, так что благополучно миновала нас опасность ссор и обид из-за того, что денег мало. Да их было мало у всех. Между тем находились люди, дававшие Андрею в долг, а он очень и очень легко относился к долгам: просто радовался, что есть возможность взять в долг и купить краски. Зато уж при любой его получке мы не рассчи­тывали на эти деньги, а знали: это уйдет за долги. Андрюша потом выучил стихи  Г. Гейне в переводе С. Маршака, которые прочитала ему моя подруга Аврора, и, расплачиваясь, с удовольствием повторял:

А долги плати исправно:
Жизнь не так уж коротка,
Занимать еще придется
Из чужого кошелька.

Помогали ему и в Союзе художников, много раз давали безвозврат­ные ссуды, разрешала выписывать в долг холсты и краски главный бухгалтер Валя Дугаева, девочки-продавцы в салоне-магазине «Худож­ник» не отказывались подождать, когда Андрюша сможет заплатить.

А тогда, осенью 1956-57 гг., Андрей писал натюрморты, заботясь о том, чтоб развить чувство цвета. Так было объяснено мне.

Происходило это так. Я, по просьбе Андрея, покупала, что надо: цветы или какие-то фрукты. Андрей приглашал кого-нибудь из друзей (не одному же пользоваться этими благами), они занимали стол, пере­гораживали комнату своими холстиками и работали. Чаще других с ним писал Спартак Рамберг - высокий стройный красавец. Они все тогда были молоды, эти парни из красноярского Худфонда, с которы­ми познакомил меня Андрюша, и все были преданы живописи. Посто­янно ходили на этюды за город, посещали художественную студию. Меня очень удивляла их верность учителю. Мнение Андрея Прокофьевича Лекаренко было уважаемо ими, его вкус был непререкаем. Но он и вправду имел глаз очень острый. Вот писали однажды натюрморт: яблоки и апельсины на цыганских шалях. А Спартак принес муляжное большое яблоко и положил его в центре. Написали они свои натюр­морты и понесли к Прокофьевичу показать. Так тот сразу увидел и го­ворит: «А муляж зачем?» Вообще писали они тогда свои натюрморты старательно и долго. Все, бывало, испортится, пока натюрморт стоит. Зная это, мы однажды с Авророй надрезали треугольничком сзади ар­буз (а писали тогда два арбуза на тех же шалях), ложкой из него вычер­пали мякоть в глубокую тарелку и съели с превеликим удовольствием. Пошли наши художники натюрморт показывать, а учитель говорит ти­хонько: «Андрюша, а этот вот арбуз у тебя пустой». Андрюша пришел и пожаловался мне: «Не даром парни обижаются и прозвали старика Подкопычем». Мы с Авророй с хохотом признались, а потом тоже ста­ли видеть, что смотрится большой темный арбуз пустым. Так, начиная работать, писал Андрей свои ранние натюрморты. И было их перепи­сано множество. Работы он снимал с подрамников и складывал в сун­дук. Когда тот переполнялся, сортировал, освобождая место.

Валентина Поздеева Красноярск, 1999-2000 гг.

 

Powered by XGEM Engine