Рождение мифа

Думаю, время сформирует некий хрестоматийный образ А.Г. Поз­деева. Вряд ли можно направленно повлиять на этот процесс, но хо­чется, чтобы запечатленный образ более соответствовал тому живо­му человеку, которого мы знали. Только дело-то в том, что разные лю­ди знали его по-разному, и никто не имеет «лицензии» на абсолютное понимание другого человека. В этом весь смысл неповторимости, в этом правдивость мысли, что вместе с человеком погибает целый мир. В противном случае все обо всех в истории было бы предельно ясным. С полным пониманием этого я отношусь к написанному. Не претендуя на какое-то особое знание (оно у меня отрывочное, в выс­шей степени субъективное), все-таки хочу сказать несколько слов о ставших известными оценках творческой личности художника, оценках, которым опыт моего общения не находит подтверждения.

12 января 1999 года галерея «СИТИ» в редакции журнала «Наше наследие» отметила полугодовую дату кончины Поздеева. На уют­ной камерной выставке десятка его работ было сказано много доб­рых и теплых слов. Очень искренне, с большим желанием заглянуть в глубины души художника выступила искусствовед Г. Кушнеров-ская, на протяжении трех десятилетий посещавшая Сибирь и мас­терскую художника. Вне всякого сомнения, слова несли безгранич-ное уважение и любовь к Андрею Геннадьевичу. Выступавшая под­крепляла свои оценки фрагментами из Библии, и чувствовалось, что все сказанное ею пережито.

Тем не менее, среди этих веских слов прозвучали две мысли, ко­торые я хочу поставить хотя бы под сомнение.

Первая - о том, что художник был трагической фигурой. В под­тверждение приводилось и его постоянно напряженное материаль­ное положение, и сложные отношения с Союзом художников, и ог­раничение возможности выставляться.

Все это верно, но верно и то, что сам Андрей Геннадьевич траги­ческой фигурой никогда себя не ощущал. Более того, он считал се­бя счастливым человеком, потому что мог свободно работать, имел материалы, мастерскую, учеников, друзей. Не был подвержен зави­сти и тем более злобе. Его неудовлетворенность больше всего относилась к самому себе. Он в полной мере наслаждался радостью созидания и достигнутого преодоления. Мне он представляется од­ним из самых счастливых людей, которых я знал. И самое главное - этими чувствами пронизан весь мир его созданий, где есть место всем оттенкам человеческих чувств, но нигде вы не обнаружите присутствия враждебности внешнему миру, намека на вопль «ужо тебе!», противостояния на грани отчаяния.

Вторая мысль касалась творческого развития художника. Упо­минался некий, связанный с внезапным откровением поворот в его творчестве, в связи с обращением в 80-х годах к проблемам миро­здания, библейским и евангелийским мотивам.

Мне кажется, это неправомерное использование классической схемы внезапного религиозного прозрения. Скорее всего и сама эта схема не столь проста. Если иметь в виду путь избрания Богом, то следует предположить некую предопределенность выбора «по делам твоим». Ведь только «дела» отличают избранника от других. Если же иметь в виду, что благодать равно распространяется на всех, то тем более встреча с Богом происходит как результат внут­ренней работы души избранника.

Круги развития художника очевидны, но это не значит, что пере­ход из одного круга в другой - полная потеря прошлого. Путь син­теза в познании шел по отчетливой классической спирали, но с экс­поненциально прогрессирующим шагом витков. Может, именно по­этому, по дистанции отрыва последнего цикла могло создаться впе­чатление, что этот цикл не имеет ничего общего с началом спирали. Но восстановите спираль - и она удивит красотой единства и сораз­мерностью модулей звучащих расширяющихся пифагоровых сфер.

Конечно, всегда существует таинственно-мистический момент рождения нового качества и, похоже, в этом - сакральное объясне­ние всякого творчества. Представший перед нами труд художника Поздеева дает прекрасную возможность исследовать эту мысль.

 

Вадим Серебренников Москва, 2000-2001 гг.

Powered by XGEM Engine