В каком стиле работал художник?

Наверное, это один из  самых частых  вопросов посетителей выставок, интересующихся творчеством А.Г.Поздеева.

Официально, живопись художника была определена как «авангардная живопись», а сам художник считал себя «реалистом», и,  по словам  искусствоведа Н.Г.Ткаченко «он так видел мир».

Интересно мнение известного эстонского художника Олева Субби:

...«в одном из телевизионных интервью, Андрей Поздеев при первом знакомстве с его картинами показался ему... Иваном Ползуновым! Да-да, тем самым самоучкой-изобретателем. Подобно ему, Поздеев сам, без подсказки мэтров, интуитивно понял дух ХХ века, он вообще очень многое открыл самостоятельно. Особенно же эстонца поразила внутренняя  с в о б о д а  сибирского художника.

      - Такая свобода - мечта всех художников, - сказал Олев, - но дается она только очень оригинальному, внутренне независимому человеку. Этому нельзя подражать. Его простота обманчива, внутри он был очень сложен. Он мог совмещать простоту художественного образа и свободу руки - к этому стремились многие художники ХХ века, но удалось немногим, в том числе ему.  Поздеев так уверенно -  как    л у н а т и к ! -  свободен в своем творчестве.  И еще  - не надо слишком акцентировать, что он  - сибирский художник... Поздеев - художник глубоко  е в р о п е й с к и й! Он как никто другой продолжил прерванную линию русского авангарда. Но, в отличие от других авангардистов, у Поздеева нет меланхолии и надрыва, он не рвал на груди рубашку...»

А здесь мнение профессионального искусствоведа: М.П. Лазарева, историка искусства, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации (НИИ истории и теории искусств РАХ, зав. отделом художественной критики):

«Весьма соблазнительно найти точное место творчеству Поздеева в современном искусстве нашего столетия или, как иногда говорят, в «современном авангарде». В полном смысле этих понятий назвать Поздеева «авангардистом» можно только относительно, по сходству некоторых внешних признаков его живописи с творчеством западных коллег или их российским аналогом - московским и питерским андеграундом.

Поздеев и «стильным» шестидесятником по каким-то причинам стать не удосужился. Происхождение его искусства совершенно иное. Этого художника никогда не влекла форма ради формы, он пришел к своему уникальному живописному инструментарию в неустанных поисках ответа на сакраментальный библейский вопрос «Что есть истина?», извечно мучивший лучшие русские умы.

И природа творчества Поздеева исконно русская.

А об отношениях искусства Андрея Поздеева с мировым авангардом можно сказать так: они поднимались на одну вершину, только с разных сторон, и, встретившись на перевале, прошли мимо друг друга. В чем же состоит отличие искусства Андрея Поздеева от современного европейского искусства нашего столетия?

Суммируя вышесказанное, прежде всего, обратим внимание на русское, фольклорное, игровое начало его цвето композиционного мышления. Можно искать разные сходства, но нельзя брать в расчет отдаленные и близкие отзвуки - все мировое искусство построено на подобных псевдо аналогах. Мир Поздеева абсолютно самодостаточен, и эволюция его для понимания творчества мастера представляется крайне важной. На какой стадии своего развития художник преодолел грань, отделяющую его от добротного мастера «красноярского реализма» (города, где он прожил большую часть своей жизни) до художника вселенского масштаба? Думается, такой рубеж был. Несомненно, он был связан не столько с внешними воздействиями, сколько с какими-то коллапсическими моментами в переживаниях Поздеева. От этой «точки» начинается в его искусстве многоступенчатое воплощение мироздания от реальности к абстракции через портреты, натюрморты и немногочисленные жанры, что составляет единую суть.

 

Источник:

Н.Г.Ткаченко, Галерея «СИТИ», ж. «Наше наследие»

Э.И.Русаков, Свободен как солнечный зайчик, ж. «День и ночь», 3-5,2003

М.П.Лазарев, Звездные часы творчества.

Powered by XGEM Engine