Дядя Андрей

Старый Затон. На берегу Енисея (местные называли его Шанха­ем) стоял художник в длинном брезентовом плаще, шапке-ушанке, писал корабли и ледоход.

Была весна 1970-го года. Я, тогда пятиклассник, увидел его, подбе­жал, как все любопытные мальчишки, и, как завороженный, простоял рядом до конца сеанса. Мы разговорились. Я сказал, что тоже рисую, и ему это как-то особенно понравилось. Он сразу попросил принести работы.

С этого времени мы подружились. Я стал бывать у него дома и в мастерской.

В доме у художника меня поразила расписанная стена: огромный натюрморт, голубо-зеленый керамический кувшин и две кружки с красным вином, а вокруг, на большом поле, на листьях - огромные, сочные яблоки. Эта замечательная стено­пись до сих пор жива в моей памяти.

Каждую неделю я приносил свои ра­боты и показывал их. Дядя Андрей меня не «школил», как «мудрые» учителя в худо­жественной школе. Он просто говорил, что плохо, что ладно, а что и хорошо. Это были наставления мудрого, большого Художника.

У меня было большое желание приходить и показывать свои ра­боты. Я старался много рисовать. Мы ходили на речку Базаиху, Кузъмичеву поляну. С ночевками у костра под огромным звездным не­бом. Работа на пленэре была той настоящей школой, которую я бы не прошел нигде.

Любовь дяди Андрея к сибирской природе, ее горам, рекам, таеж­ным цветам была настолько сильной, что видел и чувствовал он ее глубоко индивидуально. Он научил меня любить все, что окружало, и все рисовать. А рисовать с ним хотелось много, и его главное тре­бование состояло в том, чтобы это было интересно и самобытно.

Часто бывало, что ругал. Самая плохая оценка работы была, если скажет: «Ну, это, брат, поделка, пойди посмотри, у мастеров, какое обобщение, какая сила». Никогда не говорил, как надо де­лать, вообще не любил «сделанности». Сам работал настолько не­истово, как говорил «запоем», что невольно передавал свое отно­шение к работе.

Многие молодые художники ходили к нему, хотя это было небез­опасно по тем временам. Можно было запросто вылететь из художе­ственного училища - Поздеев числился формалистом. Я глубоко уве­рен, что ни один, кто так считал, не нарисовал бы обнаженную нату­ру так, как он. Была, наверное, зависть, что он работает, как хочет.

 Краски, которые тогда были в дефиците, он брал коробками, холсты - тюками, бумагу - пачками. Холсты грунтовал сам, найдя для этого свой уникальный рецепт. Грунтовка была своеобразным ритуалом; когда грунтовал - отдыхал и думал.

В мастерской чистота была, как в операционной, не любил ни­чего лишнего.

Когда его не устраивала работа, которая, на мой взгляд, была от­личной, он ее уничтожал, не оставляя даже фото. Иногда потом гово­рил огорченно: «Там что-то было...», - и снова кромсал. В те минуты я убегал, было жалко и его, и холсты. Когда же после написания работы говорил: «Это ладно», - как ребенок шутил и пел песни.

Радовался, когда приходила его мама, Евдокия Ивановна - маленькая, сухонь­кая, очень добрая старушка. Ее в Доме ху­дожников, где тогда была мастерская, все любили, для всех она находила доброе слово. Приносила она обязательно души­стый рыбный пирог, завернутый в белый платочек, и угощала нас. Долго не сидела, наверное, не хотела мешать. Эта деликат­ность была и у дяди Андрея. Со всеми был добрым и очень щедрым. Многие «худож­нички», что называется, паслись около него, зная, что отказа не будет. Он разда­вал материалы, а потом занимал деньги, чтобы снова купить. Мне тоже всегда да­вал краски, кисти, холсты. Я бессовестно их брал и работал.

Как никто любил он цветы - и поле­вые, и таежные, и садовые - все. Особен­но сирень.

Сирень мы ходили писать в сад Крутовского, который находился в районе старого базара. Старый дом, большой сад с разными сортами сире­ни, что по-сибирски - большая редкость. Сирень была чудная: бе­лая, розовая, кремовая. Хозяином сада был Всеволод Иванович Во­ронов - седой старик, самодеятельный художник. Вел с дядей Анд­реем беседы. По-моему, критиковал, но не зло. Дядя Андрей написал там много замечательных работ.

Темой последней работы, написанной художником, тоже была сирень. Этот небольшой холст наполнен какой-то пронзительной тихой грустью...

Внимание, теплоту и заботу, которую дал Андрей Геннадьевич Поздеев, я несу в себе и сердечно благодарен ему за это.

 

Игорь Вилъчевский Москва, 2001 г.

Powered by XGEM Engine