Я родился в Красноярске. Этот город примечателен не только своим суровым климатом. В жизни нормального человека он всегда предвещает много неожиданностей, испытаний и одновременно открытий на перекрестках безграничных просторов Сибири.
Енисей, красноярские «Столбы», тайга, комары самые злючие, клещи, да еще «энцефалитные» - это окружение города, а сам город в котловане, окруженный горами, бесконечными трубами огромных заводов, дымящих высоко в небо, иногда закрывая солнце.
Таким я запомнил город на всю жизнь. Прожив в нем первые 30 лет и оглядываясь назад, я многое помню с трехлетнего возраста: как ходил в детский сад, как ездил в пионерский лагерь, как посещал в ДК «Сибтяжмаш» изостудию, потом художественную школу. Помню учебу в художественном училище, работу в Театре юного зрителя и многое другое, хорошее и плохое. <…>
Были счастливые минуты в советском Красноярске. Даже школа, где меня не приняли в комсомол, не огорчила, и я тянулся к художникам, любил рисовать и постигать искусство.
Меня не тянет сегодня поехать на родину, охладел я к экзотике Красноярского края, не хочу, чтобы город Красноярск напоминал мне о грустном и печальном... Но есть одно удивительное и очень светлое имя, которое до сих пор связывает меня с этим городом -Андрей Геннадьевич Поздеев.
Его жизнь и творчество стоят контрапунктом всем черным представлениям и впечатлениям, которые могут возбудить сюрреалистическое воображение. Андрей столкнулся, как и многие другие, с не менее жутким послевоенным временем. Но он был великим оптимистом, его познание самого себя через живопись, страстная любовь к искусству воспитали в нем мужество, и он увидел в Красноярске то, чего никто никогда не мог увидеть. Он его воспел ярко, красочно, сочно и увидел в нем будущее.
Андрей Поздеев не учился в институте и не заканчивал Академии, но нужно отметить, что Красноярск богат художниками и имеет, в этом смысле, свои традиции. Он многому учился у местных мастеров, но брал только то, что ему было необходимо. Он умел делать отбор, и его талант отбрасывал все ложное, наносное, академическое и официальное.
Андрей Поздеев умел учиться сам, попытки учить его специально, а иногда против воли, терпели крах. Слушать он умел каждого и умел даже прислушиваться, но влиять на него было невозможно. У него были свои пристрастия и любимые художники, но он был самодостаточен и верил в себя. Он хорошо знал, что ему делать и к чему идти...<...>
Андрей был известным и знаменитым художником в Красноярске, Я не верю тем, кто пытается выставить Поздеева изгоем. Он не был официальным художником, он не «служил народу», он принадлежал к тем творцам, которые считали, что искусство должно быть «понято», а не «понятно», что зрители должны дорастать до искусства, а не художник опускаться до них на уровень: «что вам угодно, господа?». Андрей был артистом своего творчества, он не был «комедиантом» в плохом смысле этого слова.
Его любили молодые художники. Я помню, как в художественном училище мы бегали на выставки смотреть только Поздеева. Потом, на занятиях по живописи пытались взять цвет, так это делал Андрей. Конечно, никому это не удавалось. Его видение было «закодировано», и настолько индивидуально, что разгадать его технологию было немыслимо. Андреем можно было только восхищаться. Правда, педагоги не приводили его в пример, они боялись уйти от стереотипного понимания живописи. А искусство Поздеева меняло учащимся способ мышления, делало их непослушными и свободными. Таким образом, он становился негласным идеологом чего-то нового в противовес серому и скучному, В 60-е годы, во времена «оттепели», Андрей был для нас самым передовым и притягательным художником. Он притягивал не только молодых. К нему были очень привязаны художники Владимир Капелько и Геннадий Горенский, в мастерскую приходили поэты, писатели, историки, «эстеты», режиссеры, артисты и просто интеллигенция, интересующаяся живописью.
Красноярск, при всей своей суровости, был довольно непровинциальным, в смысле культуры, городом. Он в чем-то уступал Новосибирску и Иркутску, но был богат необычными и удивительными личностями. Была среда, создававшая почву, в которой мог жить и творить Андрей Поздеев.
Воспитание Андрея - сугубо сибирское. Красноярск он любил больше всего, но мне кажется, если бы Андрей жил во Франции, он стал бы Пикассо, а если бы родился в Витебске, то, наверное, был бы Шагалом. Но, несмотря на внешнее сходство с упомянутыми столпами, Андрей родился и жил всю жизнь в Красноярске, и здесь он превратился в самого себя - Андрея Поздеева, художника яркого, самобытного, не похожего ни на кого.
Подражать ему было невозможно, и сам он никому не подражал. Андрей не принадлежал никакой «школе» и после себя не оставил ни «школы», ни последователей. Сам учился всю жизнь, но никогда не учил других, умел слушать и никому не надоедал разговорами о живописи и размышлениями об искусстве. Я не помню, чтобы Андрей с кем-то спорил или неуважительно отзывался о художниках. Он всегда был доброжелателен, находил слова восхищения и дарил их убедительно, искренне.
Больше всего он восхищался французами, обожал Матисса, Боннара, Сезанна, Гогена. Он смотрел их работы в музеях Москвы и Ленинграда, потом продолжал дома читать письма и «пересматривать» любимых художников в монографиях.
Самым сильным пристрастием Андрея была натура. Пейзажи, портреты, обнаженки, натюрморты - все это входило в сферу его творческих изысканий. Особенность же его индивидуальности выражалась в подходе к самому процессу работы. Мне не раз приходилось наблюдать за этим процессом.
Начинал Андрей работать спокойно, без суеты, долго вглядываясь в натуру. Ритуально раскладывал кисти и краски, никогда не ошибаясь в порядке: что должно быть справа, что слева, а что в центре. Краски он обильно выдавливал на то место палитры, на котором в обязательном порядке они должны быть.
Через некоторое время наступала кульминация. Андрей «пожирал» натуру, пристреливался (как корова широко открывал свои круглые глаза), потом вдруг профессионально прищуривался, для обобщения виденного, и импульсивно доводил свое полотно до «творческого экстаза». Если этого не случалось, то работа считалась несостоявшейся и уничтожалась, причем с таким же спокойствием, как в начале «процесса».
В живописи Андрея устраивала только «а ля прима». Ни в коем случае не поправлять и не исправлять, не царапать, не скоблить и не подмазывать.
Для меня такие наблюдения были театром, скорее «перформансом». Конечно, его темперамент проявлялся по-разному. Многое зависело от поставленных перед собой задач. Такой театр можно было видеть при спонтанном решении натуры. Иной был подход, когда Андрей задуманное полотно выстраивал в голове и долго вынашивал его.
Иногда Андрей писал медленно, но чаще быстро и много, и здесь проявлялась потрясающая трудоспособность, дававшая ему возможность из 100 работ уничтожить 70, иногда уже законченных. Для наблюдавших это было шокирующим зрелищем, а для Андрея - необходимостью «завести» себя и подготовиться к новому «акту».
Не менее интересным Андрей Поздеев был как человек. Впервые привел меня в его мастерскую, находившуюся тогда в центре города, в Доме Союза художников, мой друг детства Гена Горенский, Андрею было около сорока. При знакомстве я обратился к нему по имени и отчеству, но он поправил меня: «Зови меня просто Андрей» - сказал он. Такой поворот сразу расположил. Художника Поздеева я представлял, естественно, совершенно другим. Передо мной же стоял маленького роста человек с длинными руками и короткими, слегка кривыми ногами. Голова с короткой стрижкой, с большим носом и большими глазами, да еще с большими ушами... Как обманчивой иногда бывает внешность!
Через несколько минут простота и обаяние Андрея взяли верх. Он оказался добрым, легким, внимательным, чутким, интеллигентным и предельно органичным человеком. Ни разу не подчеркнул, что общается с очень юным, ничего не представляющим из себя начинающим художником. Возникало впечатление, что он сам еще молод и ничего не умеет. Никаких амбиций, никаких поз, а только полное равенство, будто мы с ним старые коллеги.
Я быстро осмелел и стал воспринимать его, несмотря на разницу в годах почти в 20 лет, как своего приятеля, совсем не ощущая, что я познакомился с уже сложившимся замечательным мастером, который повлияет на меня и сыграет в моей жизни немаловажную роль.
Потом состоялась встреча с женой Андрея. Знакомство с Валентиной Михайловной Поздеевой (Крючковой) произвело на меня такое же неизгладимое впечатление. Из широко открытых глаз излучались человеческая теплота и удивительная доброжелательность, гостеприимство и внимательность, интеллигентность и готовность всегда выслушать и помочь. Андрей всегда обращался к ней нежно, и все близкие, друзья и гости почему-то тоже звали ее Валей. В то время она была учительницей русского языка и литературы, и работа в школе, очевидно, утомляла ее, но она никогда не подавала вида, что работает с трудными детьми, с подростками. После работы умела перестроиться из Валентины Михайловны в жену художника - Валю.
Валя - это не просто жена Андрея Поздеева, это неотъемлемое, неделимое целое художника, иногда сложного по характеру, а иногда - просто больного человека, нуждающегося в уходе, как малый ребенок. Для Андрея она была матерью и хозяйкой, «школой» и учительницей, любимой женщиной, ценителем и строгим критиком его творчества. Если Андрей заболевал гриппом, то потом болела Валя. Она много читала ему вслух. Андрей с удовольствием слушал. А когда «Андрюша» попадал в больницу по болезни сердца или головы и был сильно истощен, Валя страшно боялась за Андрея и страх одолевал ее. Мне всегда было немыслимо представить Андрея без Вали и как человека, и как художника. Мужество в преодолении отчаяния, материальной нужды, мужество быть собой и быть частью друг друга стали победой тандема Андрея и Вали Поздеевых в то самое советское, а потом постсоветское время, которое окунуло всех нас в среду гниения и разрушения, вульгарности и хамства, дикой коммерции, бессилия и немощи.
В том мире, где Андрей формировался как художник, многое менялось в социальных структурах. Начинались новые процессы в осмыслении всех сторон культуры и искусства. Менялся угол зрения, взгляд на происходящее, которое оказывалось вдруг перевернутым, неустойчивым и гипертрофированный.
В таком мире не каждому было дано найти самого себя. Художник оказывался перед выбором: либо под натиском больших перемен остаться в растерянности и раздвоенности, либо стремиться к своим идеалам, настойчиво претворять в жизнь свои концепции и идеи. Андрей Поздеев выбрал второе. Постижение нереализованных возможностей в живописи стало главным фактором его человеческой сути. Они с Валей устояли наравне с теми, которых имел в виду великий философ Уайтхед, когда сказал: «Панический прах заблуждений означает смерть для прогресса, а любовь к истине - его гарантию».
Андрей не любил долго сидеть в мастерской. Он делал много этюдов на грунтованном картоне и на специально приготовленных холстах, причем довольно больших. Нередко он делал на пленэре законченные работы и в мастерской их не дописывал. Этюды с натуры для Андрея были делом занятным и очень серьезным. Все интересное, что можно было увидеть из окна мастерской и рядом с ней, было им отработано и не раз переписано. Машины у него никогда не было, а такси для таких дел использовать считалось пошлым. Определенное значение имел сам поход. Андрей шел на этюды конкретно на то, что ему уже увиделось и выстроилось по замыслу. Он не ловил случайностей и терпеть не мог, по его выражению, «репортажных этюдов».
Андрей часто болел и не мог носить свой тяжелый этюдник, набитый свинцовыми тюбиками красок. Кроме того, он берег свои силы для живописи. Я имел честь исполнять роль «оруженосца» и был счастлив нести этюдник для Андрея - Дон Кихота, художника, которого влекло пространство, для меня казавшееся неведомым, неожиданным и романтичным.
Так мы оказались на реке Калтат, где находилась стоянка Василовского. Это было излюбленное место Андрея. От реки на горе располагалась землянка. Она была небольшая, и когда было холодно, можно было натопить железную печь, похожую на "буржуйку». Андрей обычно работал утром и вечером, а когда становилось темно, мы часто сидели у костра или на нарах землянки, у печки, распивали чай и философствовали до поздней ночи.
Спал Андрей мало. Бывало, я проснусь утром, а он уже показывает свои законченные этюды: сочные, свежие, как утро. Мне они казались предельно декоративными, сказочными; пейзажи условными и не похожими на то, что окружало нас. Недалеко от стоянки, среди елей и сосен, стоял Ермак - скала из ряда знаменитых "Столбов», но самая легкая для скалолазания. Не составляло никакого труда помочь Андрею оказаться на вершине Ермака с его этюдником и широким зонтом от дождя.
С вершины скалы открывались бесконечные просторы - от тяжелых макушек деревьев, по первому плану, до уходящих в глубину таежных суровых гор невидимого горизонта. Но Андрея это не пугало. Он не копировал природу; он стилизовал ее широко и смело. Разрушая банальности, он искал форму, подчиненную только восприятию своего видения. Его этюды часто были экспериментом для оттачивания мастерства. Натура для Андрея была поводом - не он принадлежал ей, а она ему. Она его не подминала и не подавляла, а только помогала или провоцировала на художественные обобщения. Уже тогда это отличало его от многих художников, «копиистов» и «сюжетников».
Как и все художники, Андрей любил дарить «картинки». Подарил и мне ко дню рождения этюд из «калтатской серии». Но через некоторое время забрал его обратно. Так было несколько раз. Подарит, а потом увидит свою работу у меня на стене, и ему покажется, что она ему еще нужна, просит вернуть. На следующий день везу ему в мастерскую, а он обещает подарить другую. Но однажды все это прекратилось, причем по моей вине.
В очередной день рождения, я опять получил от Андрея подарок, «домашний портрет» - карандашный набросок на импортном листе бумаги. За круглым столом сидели: Валя, друг семьи Аврора Даниловна и в центре - сам Андрей. Набросок лихой, довольно характерный для Андрея. Все персонажи узнаваемы, точно схвачена атмосфера «посиделок». Работа была не оформлена, и я прикнопил ее прямо к стене. Я уже работал в театре, и ко мне па праздник пришла актерская братия. Один из актеров, пропустив несколько рюмок, достал из внутреннего кармана своего серого пиджака шариковую авторучку, подошел к листу с наброском Андрея и написал на нем четырехстишье собственного сочинения, а затем расписался. У остальных актеров тоже внезапно прорезался литературный дар, и каждый счел нужным расписаться именно на работе Андрея. Когда автор рисунка увидел запачканный лист, он, очевидно, сделал вывод. Я лишился таких подарков от художника на всю жизнь.
Андрей имел слабость не только дарить свои картины, но безвозмездно отдавать краски, кисти, грунтованный картон, холсты и даже (для перегрунтовки) каким-то чудом не изрезанные, «несостоявшиеся» холсты на подрамниках. У меня до сих пор хранятся французские колонковые кисти, которыми можно расписывать шкатулки или делать миниатюры, а его картоном и холстами я пользовался, еще учась в театральном институте.
Доброта Андрея была безграничной. При желании у него можно было выпросить что угодно. Многие пользовались этим. Андрей, несмотря на вечные финансовые трудности, не был скупым и жил «на широкую ногу». Валя работала в школе, но Андрей еще получал по пенсию по инвалидности. Иногда и им Бог посылал «кусочек сыру». Когда Художественный фонд или Союз художников покупали работы Андрея, у него появлялись деньги, но лишь на мгновение - он тут же тратил все до копейки на краски и холсты. Покупал впрок с большим запасом... В этот комплект входили также сигареты.
Андрей страшно много курил. Он хорошо знал, что для его здоровья это особенно вредно. Врачи запрещали ему курить, но Андрей никак не мог избавиться от дурной привычки. В кругу друзей появились смешные истории о том, как Андрей бросает курить.
Сигареты он покупал блоками, но когда бросал курить, то курительные запасы отдавал тому, кто из курящих оказывался первым рядом с ним в этот знаменательный день. Я, например, забыл дорогу в магазин за сигаретами. Меня ими обеспечивал Андрей. Сегодня он, допустим, бросал курить, а через три дня снова запасался блоками... Это продолжалось много лет, пока один из уважаемых им лечащих врачей не положил такой практике конец. Он сказал Андрею, что если тот не бросит курить, то умрет. Андрюша был жизнелюбив, и врача он не мог подвести. В конце концов, Андрей победил в себе дурную привычку. К сожалению, только на время.
В мастерской Андрея часто собиралось много народу. Приходили к нему и художники, а так как художники дружили со скалолазами, среди них можно было увидеть известных «столбистов». Когда я начал работать в театре, стал приводить режиссеров и артистов из ТЮЗа, а позднее и из драмтеатра. Андрей быстро полюбил театр и относился к нему с большим любопытством. Особенно его привлекали артисты. В них он видел новые типажи для своих полотен. Художник присматривался к ним на спектаклях, а потом изучал в мастерской. Принимал гостей Андрей у себя славно. Под стеллажами в мастерской стоял диван, перед ним Андрей ставил невысокий столик, заставленный водкой и вином с разной закуской. Обстановка была непринужденной. Сам Андрей в застолье, как правило, не участвовал. Ему хотелось, чтобы театралы и художники были раскрепощены и чувствовали себя совершенно свободно. Пока мы пили и беседовали, Андрей ходил по мастерской, как будто что-то делал, и старался быть незамеченным. Он изредка приглядывался и неназойливо всматривался, пытаясь изучить каждого. Это была своего рода режиссура художника. Он выискивал персонажей для новых, ведомых только ему замыслов.
Не каждому было дано сыграть роль в этих замыслах. Андрея не интересовали красивые, фактурные лица и знаменитости. Случайности он отметал. Ему мало было просто привыкнуть к натуре, ему нужен был внутренний мир персонажа, и он его искал. Иногда его подкупала пластика, цвет лица, волос, выразительная форма головы, но если не прочитывался характер, то портрет не получался...
В творчестве Поздеева портреты занимают большое место и являются, на мой взгляд, совершенно не разгаданными. Кого он только не рисовал! Но сохранил лишь часть из того, что делал в этом жанре. Несомненно, человека ему было сложнее создавать, чем пейзажи. Здесь он тратил больше усилий на смысловое содержание. Андрей Поздеев - художник интуиции, и в искусстве портрета это проявлялось в наибольшей степени.
Андрей любил людей и никогда их не обижал. Он был человеком положительных эмоций. Был скромен, но знал себе цену, был сильным по характеру, но был и раним, был строг по отношению к себе и не искал славы, был убежден в своем «призвании», но нуждался в «признании». Не каждый его понимал и принимал, были и такие, которые не признавали и отвергали. Цельность его человеческой натуры и последовательность противостояли всему негативному вокруг него.
В 80-х годах начинается время, когда художники в мастерскую приходят редко, да и большинство из них Андреи раздражают: сильно пьют, почти всегда пьяны. Противники живописи Поздеева, идейные враги дошли до абсурда: стали защищать от Андрея Поздеева советскую власть! На республиканских выставках, видите ли, как всегда, не участвует и «не прошел» ни на одну выставку «Советская Россия».
Из ТЮЗа уехала группа, около 15 человек, создавать в Орле новый театр. Андрей тоже стал подумывать об отъезде. «Но куда? Я не могу его поддержать даже словами», - призналась мне Валя в письме, - «...у меня нет уверенности, что где-то нужен такой живописец, как он. А здесь, мне кажется, со временем его положение и авторитет упрочатся. Ведь и сейчас открыто его никто не притесняет, явно не преследует...»
Неоднократно я звал Андрея погостить и поработать в Орел. Он собирался приехать, но в самый последний момент отказывался: «Увы и ах! Денег нет, поездка в Орел отпала, опять я хвор и психоват». Не понравился бы Андрею Орел, это точно. Он там бы не отдохнул и не поработал, а только измаялся. Помню, он приезжал в Ленинград и там мучился. Многое ему не нравилось. На подъем Андрей был тяжелым. Не в его природе было разъезжать по средней полосе России. Тамошний он был, оседлый сибиряк. Прирос к Красноярскому Союзу художников, дорожил мастерской, квартирой, старой, а затем новой, но тоска и горечь одолевали его: «Почти все в Союзе художников работают на заработок и почти все сокрушаются (жалуются мне по очереди) о малом заработке. Появились новые «игры»: в машины (на которых ездят), в дачи, где вспоминают о достоинстве собственника».
<…> Андрей делил художников на столичных и провинциальных, но хорошо понимал, что есть «столичные провинциалы» и есть «непровинциальные художники» в провинции. По скромности, он относил себя к провинциальным художникам, а за неимением школы - к дилетантам. Именно в этом для противников, не признающих его, он как бы был уязвим. Ему так казалось.
<…> Андрей был человеком понимающим и очень объективным. Когда я решил, что мне нужно продолжать учебу, он оказался единственным защитником этой идеи. К нему присоединились Валя я Аврора Даниловна. Они отправили меня в Ленинград и в течение пяти лет регулярно (ежемесячно) высылали стипендию, верой и любовью в трудные годы моей жизни помогали получить высшее образование. После окончания я вернулся в Красноярский ТЮЗ, но уже в качестве главного художника. Еще год я был близко связан с этими удивительными людьми.
Андрей Поздеев в моей жизни - самая яркая личность из всех, кого я когда-либо встречал. Без всякого пафоса - он действительно был предельно честным, умным, внимательным и удивительно талантливым человеком. Андрей Геннадьевич Поздеев всем нам дает настоящий урок. Урок с большой буквы. А сам с горечью сетовал: "...на протяжении двадцати четырех лет (как я в Красноярске) меня все кому не лень учат, как работать, как жить, с кем водиться".
Он попросил было меня показать и рассказать, как мы занимаемся композицией в институте. Я попытался это сделать. В то время Э.Кочергин, как мне казалось, через композицию открыл новый мир, до этого неведомый мне. Я хотел передать эти чувства Андрею, мне казалось, что он обязательно переживет это, как я... Через некоторое время, когда я был на третьем курсе, он мне ответил в письме: "Слава, а ты на меня не серчай, что я ни черта не смог принять твои уроки по композиции, уже поздно, короче, я уже себя не перепрыгну, какой я есть, такой и останусь. Дай-то бог еще хоть пописать всласть цветом, просто от интуиции, от чувства, а от разума не умею - это будет не мое. А ты учись за всех нас».
С 1976 г. я больше Андрея не видел. Мы еще долго переписывались, но к концу 80-х на какое-то время я потерял его... В конце теперь уже прошлого века я заново для себя открыл Андрея. Он стал другим, и, мне показалось, что он себя «перепрыгнул»..., он стал уметь... «от разума».
Станислав Шавловский, г. Владимир, 2001 г.