Новости музея

Таллин

Как говаривал в застойные ‹1980-е›  годы наш общий (с А.Г.) друг, писатель Евгений Попов, «у нас в СССР всё есть, даже своя заграница». Имелась  в виду Прибалтика - Литва, Латвия, Эстония - с их европейской готикой, уютными кафе, даже с их забавным «иностранным» акцентом. Довелось и Поздееву, незадолго до «перестройки», на закате империи, побывать в этой самой «загранице». А именно - в Таллине, куда его пригласил в 1984 году эстонский художник Олев Субби.  И не просто  пригласил - а с выставкой.

Летом 1984 года  Олев Субби приехал в Красноярск, где он в молодости отбывал ссылку, - рассказывает Валентина Михайловна. - Он увидел в картинной галерее работы Андрея, они ему очень понравились, потом побывал в его мастерской. И предложил организовать в Таллине выставку его работ. А уже в сентябре там состоялась эта выставка. На ней было представлено двадцать небольших работ. Эстонцы всё очень хорошо, аккуратно организовали, Андрюша был очень доволен. И статьи в газетах были, и передачи по телевидению.
Как позднее рассказывал Олев Субби в одном из телевизионных интервью, Андрей Поздеев при первом знакомстве с его картинами показался ему... Иваном Ползуновым! Да-да, тем самым самоучкой-изобретателем. Подобно ему, Поздеев сам, без подсказки мэтров, интуитивно понял дух ХХ века, он вообще очень многое открыл самостоятельно. Особенно же эстонца поразила внутренняя  с в о б о д а  сибирского художника.

      - Такая свобода - мечта всех художников, - сказал Олев, - но дается она только очень оригинальному, внутренне независимому человеку. Этому нельзя подражать. Его простота обманчива, внутри он был очень сложен. Он мог совмещать простоту художественного образа и свободу руки - к этому стремились многие художники ХХ века, но удалось немногим, в том числе ему.  Поздеев так уверенно -  как    л у н а т и к ! -  свободен в своем творчестве.  И еще  - не надо слишком акцентировать, что он  - сибирский художник... Поздеев - художник глубоко                   е в р о п е й с к и й! Он как никто другой продолжил прерванную линию русского авангарда. Но, в отличие от других авангардистов, у Поздеева нет меланхолии и надрыва, он не рвал на груди рубашку...

           - Я давно ищу оправдания искусству, - задумчиво добавил Олев  Субби, - и вот, после встречи с Поздеевым, мне кажется, я его нашел... Искусство - это модель жизни.  Художник своим примером учит нас  - лучше любых ученых и философов  - как достигать цели, как делать осмысленной свою жизнь...

Свободен как солнечный зайчик, журнал  «День и ночь», 3-5,2003   

Powered by XGEM Engine