Чаша

Чаша

Проносясь мимо рекламных стендов, где предлагалось ши­пящее мясо восточного ресторана «Тамерлан», выигрыши в ка­зино «Голден пэлас», перламутровые писсуары фирмы «Ламон-ти», концерты Киркорова и пупырчатые уродцы корпорации «БиЛайн», Белосельцев углядел скромный лист, извещавший о выставке художника Поздеева, сибирского ге­ния, умершего тихой смертью среди нарисованных ангелов, цветов и небесных светил. И уже вскоре был на Крымском валу, оставил машину у пустынного фасада, поднимался по камен­ным теплым ступеням.

Залы, через которые он шел в поисках выставки, были пус­тые, солнечные, с белесыми деревянными половицами. В су­хом теплом воздухе пахло сеном, висели любимые картины. Он удивлялся, отчего нет людей, лишь сидят на стульчиках преста­релые смотрительницы.
Вошел в зал Поздеева, и душистый за­пах усилился. Исходил от картин в простых деревянных рамах, где, большие и свежие, стояли в вазах цветы, смотрели молча­ливые животные из заповедных лесов, взирали спокойные тем­ноглазые лики то ли святых, то ли языческих идолов.
Белосель­цев двигался от картины к картине, изображения становились все проще, лишались портретного сходства, с трудом угадыва­лись люди, Цветы и животные, и все превращалось в движение света. Он остановился перед высокой картиной, на которой сверкали ромбы, треугольники, сферы, расположенные в чудес­ной гармонии. В голубую глубину, словно в толщу прозрачного весеннего льда, залетел и замер вмороженный солнечный луч. Картина называлась «Чаша» и была предсмертной работой ху­дожника, который удалился от мира и в неустанных размышле­ниях и трудах стремился постичь суть бытия. Бытие открылось ему как равновесие множества миров и пространств, в центре которых находился голубой прозрачный кристалл. Так Поздеев изобразил Бога, открывшегося ему перед смертью в прозрении.

Белосельцев стоял перед картиной, восхищаясь и одновре­менно страдая. Картина не была к нему равнодушна, звала, по­буждала к поступку. Он смотрел на нее не мигая, расширив зрач­ки, задержав дыхание. Картина стала вдруг волноваться, как отражение в воде, на которую пал легкий ветер. Холст перестал быть твердым. В нем открылся тонкий прогал, едва заметная скважина. И в эту узкую щель, в игольное ушко, торопясь, сбра­сывая бренную плоть, превращаясь в тончайший луч, устреми­лась душа. Проскользнула в зазор, оставив опустелое тело без­вольно стоять на сухих половицах. Его первый вольный порыв вознес его над Москвой, и он замер в восторге, опираясь на воз­дух, озирая розово-белый город, похожий на срез огромного де­рева, в кольцах, слоях, в радиальных прожилках и линиях. В сер­дцевине был Кремль, алый, золотой и дышащий, и если при­смотреться к Москве, то это был Спас, вышитый разноцветным шелком на зеленом полотенце подмосковных полей и лесов.

Вторым счастливым порывом он унесся на северо-запад, к псковским синим озерам. Он смотрел на них с высоты, ви­дел туманные сосняки, слюдяной след от лодки, красного коня на лугу, низкое, туманное облачко летящих скворцов.

Третьим мощным порывом он вознесся в Космос, глядя оттуда на далекую Землю, похожую на живое яйцо, где что-то переливалось, дышало. Оттуда, к черному, усыпанному звез­дами небу, летели души умерших, прозрачные, похожие на пуч­ки разноцветных лучей. Одна душа пролетела близко от него, и это была женщина, которую он когда-то любил. Она не уз­нала его, улыбнулась, увлекая с собой, и он смотрел, как она удаляется, переливаясь словно капля росы.

Белосельцев стоял перед картиной, не понимая, что с ним только что было.

Служительница с седыми буклями, держав­шая на коленях вязанье, удивленно на него смотрела.

Он вернулся домой счастливый и верящий. Мир, в кото­ром он пребывал, на своих отдаленных окраинах был ввергнут в жестокость и хаос. Но по мере приближения к центру стано­вился все ясней и прозрачней. И там, куда стремилась душа, находился божественный синий кристалл. <...>

(Отрывок их книги "Господин Гексоген" А.Проханов)

Powered by XGEM Engine