Хорольская яма Евгения Кобытева

В мире спокойном,
В счастливейшем мире
Жгла человека
Бессонная память.
Он рисовал эту память...  
Графические  работы и отрывки из ниги Е.С.Кобытева «Хорольская яма»

Посетителей музея поражают две фотографии, переданные нам дочерью художника Верой Евгеньевной. На одной рукой художника написано: «Таким Е. Кобытев ушел на фронт в 1941 году».   На второй: «1945 год. Таким он вернулся».
На первой фотографии – лицо молодого человека, готового вступить в счастливую творческую жизнь, который еще не знает, что год окончания им художественного института будет  страшной трагедией в жизни  страны и его самого.
Вторая фотография поражает той разницей, которая произошла с Е. С. Кобытевым за четыре года войны. На ней старик. Осунувшееся худое лицо, глубокие морщины и глаза совершенно другого человека, человека,  который видел все ужасы Ада.
Евгений Кобытев 1941год   Евгений Кобытев 1945 год.    
Евгений Степанович Кобытев  родился 25 декабря 1910 года на Алтае. После окончания художественного училища он приезжает в Красноярск. Преподает изобразительное искусство в красноярском педагогическом техникуме им. Горького. Затем, учеба в Киевском художественном институте. Молодой художник подает надежды как замечательный портретист.

 Портрет украинской девушки 40-е гг.    Портрет украинской девушки 40-е гг.    
Июнь 1941 года - окончание института, диплом с отличием.  Впереди счастливая, наполненная творчеством жизнь.  Все надежды и мечты  рухнули в ночь выпускного бала – в 4 часа утра фашисты бомбят Киев. Началась Великая Отечественная война.
Кобытев добровольцем уходит на фронт. Художник становится солдатом. Полк, в котором сражался Евгений Кобытев попал в окружение. Раненый в ногу, он оказался в немецком концентрационном лагере в г. Хороле Полтавской области, устроенном в громадном карьере кирпичного завода и снискавшим мрачную известность под названием «Хорольская Яма». Это был один из многих лагерей смерти в годы ВОВ - о похожей трагедии военопленных на оккупированной территории Украины упоминается в фотоархивах, воспоминаниях  солдат, выживших в  «Уманской яме».
Хорол - это действительно была огромная сырая яма, годами выработанная кирпичным заводом. Под открытым небом, без крова, в холоде и голоде томилось свыше шестидесяти тысяч советских людей.Только с 22 сентября 1941 по 1 мая 1942 по немецкой статистике в лагере погибло 37 650 человек. Точных данных о количестве погибших в "Хорольской яме" нет, но считается, что около 91 тысячи
Записная книжка – главное сокровище узника. Он, тайком от фашистов и полицаев, делает наброски, рисует портреты узников.

Записная книжка Е.С.Кобытева с заголовками будущих рисунковВо время регулярных обысков, когда их заставляли раздеваться, он закапывал записную книжку в песок,  а сверху бросал свою одежду. Брезгливые фашисты ограничивались тем, что переворачивали одежду узников палкой – искали оружие и листовки. Приказ приказом, а тиф все-таки страшнее – это и спасло маленькую записную книжку от рук фашистов и полицаев. Когда страниц стало мало, художник начал записывать на них только темы будущих работ. Эти пожелтевшие листочки  стали основой его будущих работ – графических серий «До последнего дыхания» и «Люди, будьте бдительны!».
Первым, заглавным листом в серии «До последнего дыхания» является работа  «Думы мои, думы мои». Это один из самых сильных и выразительных рисунков Кобытева. В образе бойца, изображенном на рисунке, можно заметить черты самого художника. Его лицо искажено печатью лишений  и физических страданий. Но на упрямо волевом изгибе губ, в бессонных глазах одна мысль – надо выстоять!

«Думы мои, думы мои»       «И больше нечем ему помочь»…
«И больше нечем ему помочь...» на рисунке – группа военнопленных загораживает от полицаев молодого узника с тонким библейским лицом. Евреям приходилось особенно трудно.  Они подлежали немедленному расстрелу, как только выявлялась их национальность.

«Я вернусь еще к тебе, Россия» На графическом листе «Я вернусь еще к тебе, Россия» художник обобщил сюжеты, мысли и чувства,  которые  встречаются в других работах этой серии. Графический лист композиционно заполнен лицами узников. Фигура главного героя – в центре единого монолита, в котором слились плечом к плечу стоящие узники. Таких людей нельзя превратить в послушное стадо. Все, что могут сделать с ними враги – это уничтожить физически…  но дух их останется непобежденным. На рисунке  всего четыре фигуры, однако, создается впечатление, что это сотни  тысяч узников стоят сцементированные в едином строю.
В серии «Люди, будьте бдительны!» мы видим что такое фашизм и война. Рисунки сопровождаются характеристиками самого художника:
«Обер-ефрейтор Ганс прозван «Боксером». Бокс – его слабость. Он очень любит с одного удара в челюсть нокаутировать немощных узников» – на графическом листе изображено тупое откормленное лицо с грубым, тяжелым подбородком. Он не сомневается в своем праве убивать едва стоящих на ногах узников. 

«Обер-ефрейтор Ганс прозван «Боксером»       Ефрейтор Судек       Помощник коменданта унтер-офицер Миллер 
«Ефрейтор Судек не имеет клички. Он наиболее крикливый из фашистов, несмотря на свою крикливость, он, быть может, единственный из всех палачей, тупо добродушен. Но при всем своем добродушии, как младший по чину, он очень исполнителен, и поэтому от его равнодушного добродушия нам не легче» – на лице Судека не видно патологической жестокости других фашистов. Выдвинутая вперед челюсть, приплюснутый нос, тупое выражение лица исполнительного служаки.

«Помощник коменданта унтер-офицер Миллер, узники прозвали его «паспортист»,   кроме обычных «качеств» фашиста, славится тем, что с первого взгляда безошибочно определяет принадлежность к еврейской национальности.
Капитан Зингер - комендант лагеря (       Помощник начальника гестапо.        Большой эсэсовец

 «...Я рисую портрет матерого гитлеровца — «Большого эсэсовца». Хитрый, коварный, он один из тех ревностных служак Гитлера, который сумеет всегда доказать начальству свою «незаменимость». Я вижу, что он строит из себя, по меньшей мере, бога войны — Марса, смелого, неукротимого, беспощадного. Слов нет, фигура внушительная».
Резко сатирические, проникнутые вполне понятным чувством острой ненависти и мести человека, видевшего все жестокости, низость и бесчеловечность фашистов, эти рисунки доведены художником до такой отталкивающей силы, что портретируемые вызывают  физическое   отвращение.

Графические рисунки «До последнего дыхания»  и  «Люди будьте бдительны» выполнены в сложной технике – уголь. Нежная прозрачная акварель,  которую  так любил Е. С. Кобытев, или мягкая женственная пастель не подходили его замыслам.  Не подходило и масло – цвет отвлекал бы от главного смысла изображения. Из всех материалов художник нашел самый удачный для своего замысла – уголь. Он позволяет делать работы контрастными, наполняя рисунок нервным, живым трепетом. Как будто из сердца художника на лист выбрасывается гнев, боль. Уголь передает трепет руки художника, позволяет работать  быстро, и в тоже время он позволяет создавать растушевки, смягчает жесткие  линии. Иногда художник пользуется  черной тушью и акварелью,  делая работу богаче, тоньше, выразительнее.
В 1943 году Кобытеву удалось бежать из плена, снова встать в строй и с боями пройти через Украину,  Молдавию, Польшу, Германию. Он был представлен к званию Героя Советского Союза за «отличные боевые действия по освобождению города Черкесы», за  боевые действия по осуществлению прорыва и участия в боях за освобождение города СМЕЛА,  за  боевые действия в боях под КОРСУНЬЮ». Но из-за того, что его биография была «испорчена» пребыванием в немецком плену, он  был награжден орденом Красной Звезды и медалью за Победу над Германией.
Находясь в действующей армии, в Дрездене, художник создал фронтовой   кукольный театр политической сатиры. Евгений Степанович сам сочинял пьесы, делал куклы, играл. В настоящее время его куклы находятся в фонде музея Сергея Образцова в Москве.

Искусство стало его оружием. Созданный им сатирический театр кукол, который высмеивал Гитлера и фашистов, поднимал боевой дух солдат.     
Вернувшись после войны в Красноярск, Евгений Кобытев преподавал в художественном училище им. Сурикова, был главным художником Красноярска. Однако все это время зрела в его душе, ждала своего часа заветная тема о трагедии и героизме, о страданиях и мужестве узников Хорольской Ямы.  В 1960 году он приезжает в г. Хорол, с радостью встречает выживших бывших узников, своих друзей. На хуторе Гришковка встречает крестьян, которые помогали выживать узникам. Через четыре года Евгений Степанович вновь вернется в эти места, но теперь он привезет сюда выставку своих работ из серии «До последнего дыхания» и «Люди, будьте бдительны!»

Е.С.Кобытев- встреча с жителями г.Хорола, 1960 г.На его выставку в г. Хороле пришли тысячи людей. В его работах не было вымышленных персонажей, зрители  узнавали и себя и своих мучителей.  Для Кобытева это был творческий отчет перед очевидцами тех страшных событий и выполнение обещания данного самому себе  в лагере смерти – выжить и рассказать в своих работах правду о великом страдании и великом подвиге нашего народа.
 

  Читать отрывки из книги "Хорольская яма"

В 1965 году  в красноярском книжном издательстве вышла книга Евгения Кобытева «Хорольская яма».
В 1958 году Кобытева приглашают преподавать в только что открытое Красноярское художественное училище  им. В. И. Сурикова.. Учителем он был великолепным! За  6 лет работы Кобытева  окончили педагогическое отделение 60 человек, 20 из них стали членами Союза художников. В конце 60-х годов Евгений Степанович начинает работать над книгой «Проблемы учебной композиции в изобразительном искусстве», где обобщает свой педагогический опыт. Рукопись книги  получила  самые лучшие отзывы у ведущих специалистов, однако процесс издания всячески затягивался. Из-за тяжелой болезни художник теряет слух, он вынужден оставить преподавание в училище. Художник умер 29 января 1973 года, так и не увидев книгу опубликованной. Через 40 лет после ухода из жизни  Евгения Степановича Кобытева его мечта осуществилась. В 2008 году Красноярским Государственным художественным институтом, среди преподавателей которого много учеников Кобытева, издана книга Евгения Степановича – «Проблемы учебной композиции в изобразительном искусстве».

Вся жизнь Е. С. Кобытева, до последнего дыхания, была отдана искусству. Во времена плена  - оно стало его спасением и придавало смысл его существованию, оно было тем источником,  в котором художник черпал силы для того чтобы выжить. 
После побега, в действующей армии, искусство стало  его  оружием. Созданный им  сатирический театр кукол, который высмеивал Гитлера и фашистов, поднимал боевой дух солдат. В мирное время - искусство стало способом осмысления прошлого.

В результате нашей исследовательской работы был создан документальный фильм "Хорольская яма Евгения Кобытева"

В 2012 году на Украине тоже был снят фильм о Хороле. Автор работы - студентка 1 курса Киевского национального университета культуры - Стрильчук Марина. Предлагаем посмотреть видео на украинском языке, в фильме использованы документальные хроники тех лет, интервью работников музея мемориала Хорольской ямы.

  

2015 год. Сюжет о Е.С.Кобытеве краевого телеканала «Енисей» (съемки проходили в музее А.Г.Поздеева)

Участие музея в творческом проекте "Наша культура".


 

Powered by XGEM Engine