История создания памятника Андрею Поздееву

 27 сентября 2000 года, в день рождения Андрея Поздеева, на пр. Мира в Красноярске торжественно открывается памятник художнику. Соавторами скульптора Юрию Злоти являются архитекторы М. Меркулов и А. С. Демирханов. Памятник был встречен неоднозначно художественной общественностью города, друзьями художника.
На торжественном открытии не присутствовала вдова художника и многие его друзья. Среди почитателей творчества Андрея Поздеева произошёл раскол, по поводу отношения
к памятнику. Одни его, безусловно, принимали и хвалили, другие категорически отвергали. За год до открытия памятника многие из поклонников Поздеева подписали открытое письмо властям о несогласии с образом Андрея Поздеева, который создал Юрий Злотя, и предлагали повременить с установкой памятника. Требовали более тщательно провести конкурс среди скульпторов.

 Противников памятника смущало, что конкурс прошёл без участия общественности, публика не смогла оценить варианты других скульпторов.   Возражения были и против образа, созданного Юрием Злотей. Художник, который всю жизнь пытался уйти от реализма, используя в своём творчестве сложный язык символов и знаков, предстает перед зрителями, выполненный в абсолютно реалистической манере. Многие считали, что памятник Поздееву должен быть более символичным.        Были возражения и другого характера у друзей и родственников художника. Вдова Поздеева Валентина Михайловна говорит: «Андрюша никогда не носил зонтик от дождя.
В непогоду, когда женщины у входа в троллейбус лихорадочно дёргали свои зонтики, пытаясь быстро закрыть их, Андрей  боялся, что ему выколят глаза. У него был зонт,
но это был огромный зонт для пленера с которым он, конечно, по улицам города не ходил».

               «Андрей Геннадьевич Поздеев был человеком совершенно необычным, и он защищался от чужого мнения, от чужого вмешательства масками. И  одна из этих масок, вот этот памятник чудаку, чудак с которого ничего не спросишь, потому что он чудак, который вот так вот наивно смотрит на мир, хотя на самом деле он был человеком целеустремленным, ярким, сильным и человеком одной идеи - живописи» говорит друг семьи художника А.Д.Грицай.

По поводу места выбранного для памятника, так же было много разногласий, первоначально памятник было решено поставить в маленьком сквере на пересечении ул. Парижской Коммуны и пр. Мира, но потом, как рассказывает сам Юрий Злотя, городские власти решили, что это слишком далеко от центра, и было решено поставить памятник в самом людном месте Красноярска, недалеко от ЦУМа главного, тогда магазина города. «Он любил народ» сказал архитектор Демирханов, соавтор скульптора Злоти.  Оппоненты считали что это абсолютно проходное место,  где люди не гуляют, а спешат за покупками.  Друзья художника переживали,  что памятник "затолкают».

    Однако, Юрий Злотя не сдавался, и не собирался соглашаться со своими оппонентами.

 
 На встрече с учащимися школы № 69, в музее А.Г.Поздеева он объяснял: «Я хочу некоторые вопросы спорные сразу снять и объяснить, почему именно зонт. Я имел ввиду этот зонт как какую-то сферу, как нимб. Но там и чисто технический приём - я сделал с помощью зонта теневую часть и этой теневой частью высветил портрет. Мне говорят: «А вот он с зонтиком не ходил» но в том и суть художника, скульптора, чтобы он нашёл прием, высвечивающий суть личности. Я болел  этим месяц,  я сделал маленький эскиз, но чтобы этот эскиз придумать надо продумать каждый элемент, каждый атрибут памятника. Я показал свой эскиз вдове, и она сказала «Я вас понимаю, он зонтика не носил, но я вас поняла. Это он как бы укрыт от каких-то тяжелых для него вопросов действительности. Он был человеком доступным, казалось бы, и вместе с тем недоступным, открытый и одновременно замкнутый. Этот зонтик, как панцирь черепахи.    
По поводу возраста – образ старца это ипостась мудреца, точно так же, как мы не можем себе представить Льва Толстого молодым атлетом, юношей. Поэтому я сделал старца,

но старца улыбающегося, доброго и глубоко убежден, что именно так и надо художника трактовать. Этот возраст показывает масштабность фигуры. По поводу места, выбранного для памятника - я проектировал этот памятник в сквере на пересечении улиц Парижской коммуны и Мира, но городские власти посчитали, что слишком дорогая затея и слишком много людей любят Андрея Геннадьевича, чтобы отправлять его на задворки. Сказали: «Быть памятнику в центре». Меня спросили «Вы доверяете архитектору, который выберет другое место для памятника?» я сказал, конечно, доверяю. Когда перенесли -  меня перед фактом поставили, я согласился».

Он не уставал объяснять свой замысел, уверенный в своей правоте.

Скульптор пришел к нам в музей на следующий день после открытия памятника. Ему были заданы все «вредные» вопросы по поводу его произведения.
Но он всех сразил, во-первых своей убежденностью, а во - вторых своим восхищением творчеством Андрея Поздеева.
И  ребята поняли, что Юрий Злотя такой же художник, как и Андрей Поздеев, и он тоже имеет право на свое видение образа.

 

 


Через год Скульптор вновь побывал в нашем музее и подарил нам гипсовый бюст Андрея Поздеева.  Этот бюст, один из вариантов работы над памятником. Образ Андрея Поздеева здесь решён немного иначе. Скульптор не стал в этом портрете вырезать хрусталики глаз, как у памятника на проспекте Мира (этот художественный прием позволяет получить эффект живого взгляда). Однако, когда яркие лучи солнца, в полдень, освещают лицо памятника – глаза становятся пустыми. В гипсовом бюсте глаза скульптор решает иначе. Образ получился мягче. Добрая улыбка стала ироничной, даже «Вольтеровской».

 

 

Интересно сравнить бюст Андрея Поздеева из школьного музея с гипсовым бюстом того же Юрия Злоти, из  запасников музея им. В.И. Сурикова. Хранители музея разрешили нам сделать несколько снимков бюста. При сравнении  оказалось, что оба бюста отлиты из одной формы. Но бюст музея Сурикова покрыт бронзовой краской,  это делает образ более резким, жёстким.

 По поводу гипсового портрета  разногласий у поклонников творчества Андрея  Поздеева
не возникает. Все отмечают необычайное сходство и в то же время замечательное образное решение.

Мы видим, что история создания памятника Андрею Поздееву не была простой. Образ, найденный скульптором, и место, выбранное для памятника  с самого начала и до сих пор вызывают  споры.

Но прошло 11 лет и памятник стал не только узнаваемым символом города, но и любимым местом для встреч жителей и гостей Красноярска.

Powered by XGEM Engine