«Корабли и раковины» Андрея Поздеева

Автор: Степанова Светлана, ученица 9 класса школы № 69, Совет школьного музея А.Г.Поздеева.
Участик  IХ  научно-практической конференции школьников Советского района г.Красноярска, 2008 г.

Научный руководитель: Ваганова Т.В. учитель истории,обществознания, МХК, руководитель музея А.Г.Поздеева.
  

Бронзовый памятник замечательному Красноярскому художнику А.Г. Поздееву - давно стал одним из символов нашего города. Работы  Андрея Поздеева хранятся  в Третьяковской Галерее и Русском музее. В Красноярске в постоянной экспозиции КИЦа можно увидеть его последние работы из Библейской серии. Однако, другие работы Андрея Поздеева, более ранние, могут увидеть лишь  посетители мастерской художника.  Школьный музей А.Г.Поздеева, своей работой,  пытается восполнить недостаток информации.
Эта работа стала актуальной в связи с введением в школьную программу новых предметов: «История Красноярского края» и «Культура Красноярского края». Каждый год наш музей посещают группы учащихся школ Красноярска и учителя края.

В декабре 2007 года в школьный музей А.Г.Поздеева Вадимом Серебренниковым был передан новый экспонат – огромная океанская раковина, которая для Андрея Геннадьевича Поздеева в  80-е годы стала началом новой серии картин «Корабли и раковины».
«Корабли и раковины» - одна из самых красивых серий в творчестве А.Г. Поздеева, однако, она мало знакома зрителю и почти не встречается в искусствоведческой литературе, посвященной творчеству художника. Краткое упоминание этой серии даётся в статье Натальи Симкиной,  в альбоме «Андрей Поздеев. Красноярск 1999 год».  Отдельные репродукции картин из серии «Корабли и раковины» можно увидеть в каталогах 1992, 1993 года, а так же в 3-х томнике «Мир Андрея Поздеева», но отдельных статей, посвященных этой серии не существует!
Целью настоящей работы, является исследование истории картин «Корабли и раковины», а так же создание новой экспозиции школьного музея «Корабли и раковины».
Задачи:

1.Записать воспоминания вдовы художника - Поздеевой Валентины Михайловны,  друзей А.Г. Поздеева, очевидцев создания серии «Корабли и раковины»:  Вадима Борисовича Серебренникова, Ваганова Владимира Гавриловича.

2. Создать наиболее полный каталог серии картин «Корабли и раковины».

3. Сравнить «Корабли и раковины» Андрея Поздеева с работами других художников.
Полученные результаты настоящей работы должны стать основой для новой экспозиции школьного музея А.Г.Поздеева, где главным экспонатом и смысловым центром станет раковина, вдохновившая художника на создание серии картин «Корабли и раковины».

Глава 1 Океанская красавица  (История создания серии картин «Корабли и раковины»)
В декабре 2007 года в школьном музее А.Г.Поздеева появился новый экспонат. Огромная, розовая, очень красивая раковина…
В холодном заснеженном Красноярске она выглядит как свидетельство существования других стран и миров, с тёплыми океанами, невиданными животными и диковинными растениями. Эту раковину нам подарил Вадим Борисович Серебренников, живущий сейчас в Москве, потомок знаменитого Сибирского мецената П.И.Кузнецова,  давний друг Андрея Поздеева.
В 70-е годы горный инженер В.Б.Серебренников  проектировал на Кубе Горно-обогатительный металлургический завод «Кастильянос». В 1979 году он отдыхал в 10-ти километрах от городка Санта Люсия, на маленьком острове, со своими кубинскими коллегами. Там, в рифах, и были найдены диковинные раковины разной формы: «Кин Кон», «Тритон». Среди этих раковин была раковина Кобо (Strombus Gigas), Кубинцы называли её «развёртка»,  редкий и исчезающий вид. Чтобы вывести эти раковины в Советский Союз, В.Б.Серебренникову потребовалось специальное разрешение Кубинской Академии наук.

Одна из этих  раковин и станет началом новой серии картин Андрея Поздеева.
В октябре 1981 года в Москве проходила легендарная выставка «Москва-Париж». Андрей Геннадьевич занял у молодого художника – Владимира Жуковского 300 рублей и вместе с ним отправился в Москву. Они остановились у Вадима Серебренникова. Попасть на выставку было трудно, огромные толпы Москвичей, а так же приезжих со всех концов страны, любители искусства, осаждали залы выставки. Главным открытием для советских людей были именно русские художники: Шагал, Татлин, Родченко, Кандинский. Именно их работы были украшением той выставки, это было запоздалое открытие, запрятанного в запасниках искусства.
Андрей Геннадьевич писал: «Всё что видел, нужно было смотреть 25-30 лет назад, когда ещё не было своего мира, вероятно много лет сэкономил бы….»
Благодаря членскому билету союза художников Андрей Геннадьевич мог свободно посещать выставку и приводить с собой своих друзей. А вечером в квартире Вадима Серебренникова, Андрей Поздеев увидел коллекцию кубинских раковин. Художник пришел в полный восторг.
Хозяин коллекции предложил Андрею Поздееву выбрать любую из них в качестве подарка. Так морская красавица оказалась в Красноярске, в мастерской художника.
Жена художника - Валентина Михайловна Поздеева вспоминает: «Он долго любовался ею.… И потом, вдруг он зовёт меня в мастерскую и показывает мне совершенно невероятный «портрет» раковины. Раковина эта увеличена раз в 20,  большой холст и посередине него совершенно обольстительная  розовая, перламутровая раковина. Красавица!
А потом, одна за другой…  и уже несколько красавиц».
«Картины «Андрюша» писал легко и радостно, а иногда даже с восторгом. И воспринимались они так же!»
«Сначала «Андрюша» писал кораблики. Это был 1980 год. Маленькое прелестнейшее полотно,  там вроде бы ничего и нет. Просто светлая краска, а по голубому фону плывёт нечто вроде «банки из под шпрот» - милый кораблик!»
Корабли всегда привлекали художника. Это был символ свободы романтики. Ещё в 50-е годы Андрей Поздеев пишет свои великолепные «Паруса» и  «Готовые к рейсу» - 1959 год, «На Енисее» - 1963 год, «Паруса» - 1960 год.
«Во время второй мировой войны «Андрюша» воевал на Дальнем Востоке. Там он оказался на военном корабле, моряки взяли его к себе, как художника. И вдруг  обнаружили, что он абсолютно не подвержен морской болезни.
Я не знаю, что он там оформлял! Этот огромный корабль был набит мальчишками, которые умирали от туберкулеза. Быть может, по этому эти корабли были такими милитаристскими и нерадостными».
В конце 70х годов,  по воспоминаниям Валентины Михайловны, ещё в старой мастерской появилась новая картина «Корабль». ( Это был холст в тёмных мрачных тонах).
«Это была какая-то необычная живопись. Это корабли, которые может быть могут найти место в каком-нибудь большом помещении, потому что они очень монументальны».
Андрей Геннадьевич несколько лет работал над холстами, темой которых была война: «Реквием», «Война», «Женихи», «Невесты». Позднее эти темы будут меняться и у художника появятся новые холсты о человеческой жестокости: «Цветы и люди», «Охота на птиц». Тревожное, иногда и  трагическое содержание холстов было связано и с личными переживаниями. Его однополчанин и родственник стал инвалидом в результате нападения на него хулиганов подростков на проспекте Красноярский рабочий. Андрей Геннадьевич опасался поздно возвращаться домой и обратился в Правление Союза художников с просьбой предоставить ему мастерскую и квартиру в новом, строящемся доме на улице Ленина. С помощью Ю.В.Ишханова, квартира и мастерская над ней, были Андрею Поздееву выделены.
С новой мастерской в жизни художника начинается новый период.  «Не нужно было тратить время на переезды из мастерской, домой. И что не мало важно Валентина Михайловна ушла из школы, стала домохозяйкой и всегда была рядом».
Итак, в начале 80х годов в жизни Андрея Поздеева происходят важные перемены: новая мастерская, внимательная и постоянная забота жены, которая теперь посвящала всё своё время только ему, яркое впечатление от выставки «Москва-Париж», и красивая океанская раковина, поселившаяся в его новой мастерской. Эти события,  разные по своей величине и значению привели к тому, что с  этого момента начался новый, очень продуктивный период в творчестве художника. Мир художника становится более светлым и радостным…. Океанская раковина изменила характер его кораблей.

Глава 2.  «Корабли и раковины».

 «Когда бы не зашел к Андрею у него новый готовый холст, вспоминает друг А.Г.Поздеева - Ваганов В.Г. А темы, какие разные! Тут и портреты, и пейзажи, цветы, и конечно кораблики и раковины. В этих темах Андрей проявлял абсолютную свободу творчества. Работая играючи, с любовью, лёгкой иронией, используя совершенно неожиданные решения в цвете, форме, композиции.
В 1987 году зашел к Андрею «помочь окантовать холсты», на мольберте картина 200х250. Только что законченная, на морскую тему.

Синий фон, заполненный намёками на некие морские элементы: кораблик, раковины, чайки. Всё это крутиться, ползёт, кувыркается.
Увидев мой ошарашенный вид Андрей рассмеялся:
-Что, скажешь большую этикетку для консервной банки нарисовал?
-Да, не похоже это на этикетку и где такую огромную банку найти?- в тон ему ответил я.
- И как называется такая «этикетка»?
- А никак, не придумалось название! – ответил Андрей.

Позднее эта картина вошла в каталог, как «Корабль. Декоративное панно»
Художника восхищали причудливые формы, они давали ему выходы на новые художественные формы и новые художественные образы.

«Раковина», 1993 год
В молочно-розоватой глубине

Тая извечный голос океана,

Купается в сверкающей волне,
Придя в наш мир негаданно-нежданно (стихи Ольги Багаевой)

В розовой раковине художника увлекли решения цветовых соотношений. Он пишет на розовом фоне розовую раковину в сочетании с белым перламутровым цветом. Его мало интересует рисунок и внешнее сходство. Он передаёт чувства, нахлынувшие на него перед этим необыкновенно нежным созданием. 


«Раковина», 1985 год
Художник экспериментирует с формой и цветом. Белая раковина, на жёлтом фоне движется и живёт. Голубой центр раковины наталкивает на мысль о зарождении хрупкой жизни.



«Раковина», 1985 год
Игрушкой повелительной волны,

Не зная, что и как на белом свете,

Поднявшись из бездонной глубины,
Несла с собой покой тысячелетий.
В холодной сине-зелёной бездне возникает причудливая форма раковины, переливающейся перламутровым цветом. В центре раковины горит и пульсирует всё та же горячая жизнь.  «Художник радовался и писал их, наслаждаясь безудержной игрой фантазии, воображения, когда под его кистью из трёх основных цветов возникало весёлое многоцветие, наивное, по детски непосредственное и одновременно экспрессивное, темпераментно-обострённое».

«Корабли и раковины», 1986 год
Весёлые кораблики качаются на волнах. Желтые и черные полосы наполняют холст непрерывным движением, кораблики жонглируют клубами дыма, а быть может, это маленькие раковины парят в воздухе над морем. В глубине качается на волнах царица раковина. Всё наполнено движением, динамичность которого ещё больше подчёркивается статичным, тёплым солнцем.

 


«Корабли и раковины», середина 80-х годов
Корабли и раковины Андрея Поздеева очень музыкальны, в картинах нет повествования. Спирали, круги – это любимая форма художника. Они объединяют, закручивают холст, а гармоничное сочетание цвета можно выразить только стихами.
Бескрайний сад невиданных цветов,

Застывший лес - торчащих мачт верхушек,
Где сменено дыханье парусов
Причудливыми формами ракушек.

 

«Большой корабль», 1985

Всё помнит: вдаль плывущий, в юдоль тьмы,
Волшебный сон - прозрачных рыб мерцанье;

Свеченье красок - драгоценный миг,
Разбивший вечный сумрак ожиданья.



«Раковины и корабли», 2-ая половина 80-х годов

Инопланетно-странный силуэт,
Проползший рядом, зацепив движеньем;
Медузы тонкой лёгкий пируэт;
Звезды морской вальяжное скольженье...

 

 

   Иногда в хостах Андрея Поздеева корабли превращаются в причудливых рыб.

«Корабль», 1986 год  

 

 

 

«Корабль петуха», 1993 г. - шутка художника. Задорный и задиристый, он несётся по горячим барханам-волнам. Его крылья превращаются в мачты, а хвост в паруса.
Собрав лучи горячие извне,

Песок сырой пробороздив шипами,

Покачиваясь в ласковой волне,
Поблёскивает мокрыми боками.

Многих художников увлекают причудливые формы раковин: «Натюрморт с раковиной» А. Матисса, «Натюрморт. Раковина и яблоки» Е.Е.Лансере, а так же «Натюрморт с раковиной» К.Канского. (см. Приложение №3) Однако в картинах этих художников, раковины становится лишь частью натюрморта, они сухи и безжизненны. Они только скорлупка давно ушедшей из них жизни. Причудливые, изящные. Но пустые и холодные формы.
Раковины Андрея Поздеева - главный персонаж картины, центр композиции. Они движутся, пульсируют и дарят новую жизнь.
Друзья художника,  свидетели создания серии «Корабли и раковины», отмечают один интересный факт. В 1986 году, когда Андрей Поздеев заканчивает серию «Корабли и раковины», в мастерской художника рождается новая картина «Сотворение мира»  ставшая началом новой серии. Картина «Сотворение мира», приобретена Третьяковской галереей, казалось бы,  это совершенно другая тема. Но здесь, мы видим,  всё ту же форму раковины, а идея зарождения жизни приобретает космический характер.
Таким образом, можно сделать вывод  о том, что серия «Корабли и раковины» Андрея Геннадьевича Поздеева стала началом нового, очень продуктивного периода в его жизни.  Работа над этой темой дала художнику выходы на новые философские темы и библейские сюжеты, которые в начале 90-х годов становятся вершиной его творчества.

Заключение:

Серия картин «Корабли и раковины» одна из самых красивых у Андрея Геннадьевича Поздеева.
Этот великолепный эстетический материал должен стать доступным каждому любителю искусства.
Настоящая исследовательская работа восполняет недостаток информации об этом периоде в творчестве художника.
В результате работы, на основе воспоминаний вдовы и друзей художника, составлено подробное описание истории создания серии картин «Корабли и раковины». Проанализированы картины художника, а так же составлен каталог серии картин «Корабли и раковины».
Любой объект или событие существует в пространстве и во времени. Он приобретает свой статус и значение не сам по себе, а лишь в соответствии с некой точкой отсчёта. Такой точкой отсчёта, для Андрея Поздеева стала океанская раковина. Появление нового экспоната, океанской раковины,  в школьном музее стала точкой отсчёта для новой исследовательской и проектной деятельности.
Полученный материал позволил членам Совета школьного музея оформить проект «Точка отсчета». В результате, которого должна появиться новая передвижная экспозиция «Корабли и раковины» Андрея Поздеева.
Проект получил одобрение организаторов краевой выставки КИЦа «Окно в музей». В апреле 2008 года наша новая экспозиция будет представлена в Культурно Историческом Центре.

Литература:
Воспоминания В.Б.Серебренникова, Москва, 2008 год
Андрей Поздеев. Жизнь человека. Красноярск 2004
Андрей Поздеев. 100 картин художника А.Г. Поздеева. Москва «Внешторгиздат» 1992
Андрей Поздеев. Живопись. Графика. Москва «Внешторгиздат» 1993
Андрей Поздеев. 1926-1928. Красноярск 1999
Абстракция в России. 20-ый век. В 2х томах «PALACE EDITIONS» Государственный Русский музей. 2001
Мир Андрея Поздеева. книга 1. Живопись. «СканРус». Москва 1999
Мир Андрея Поздеева. книга 2. Графика. «СканРус». Москва 2000
Мир Андрея Поздеева. книга 3. Архив. Воспоминания. «СканРус». Москва 2002
Океанская раковина. Стихи. Багаева.О
http://www.sunhome.ru/people/Olga_Bagaeva/storyes
Симкина Н.В. Статья в альбоме. Андрей Поздеев. 1926-1928. Красноярск 1999
Русаков Э. «Свободен, как солнечный зайчик» День и ночь. 2003

Powered by XGEM Engine