Гуманистическая тема в творчестве А. Г. Поздеева. Голик Наталья. //Первые Поздеевские Чтения. Юношеская секция. - 2002.

ВВЕДЕНИЕ

Наталья Голик"О человеческих страстях" - так сам А. Г. Поздеев назвал один из циклов своих работ. Эта тема мало освещена исследователями и заслуживает гораздо большего внимания, чем ей уделено. В музее А. Г. Поздеева школы № 69 хранится подлинный набросок художни­ка к одной из картин этого цикла, картине "Охота на птиц". При изучении истории создания картины мы столкнулись с разным восприятием и трактовкой смысла изображенного на картине.

Люди, близко знавшие художника, по-разному определяют как историю создания картины, так и ее сюжет. Задачей настоящей работы является проследить творческий путь художника и выяс­нить настоящую историю создания этого цикла. В процессе иссле­дования была изучена биография художника, предвоенное детство и военная юность, поскольку пережитое именно в эти годы стало главной темой этого цикла.

В первой части работы рассматривается богатая событиями биография художника и его картины, посвященные антивоенной теме ("Война", "Реквием", "Невесты"). Большое внимание уделяется второй части работы, где рассматривается история создания картины "Охота на птиц". Источниками исследования стали статьи о А.Г. Поздееве Г.Кушнеровской, Э. Русакова и других, а также вос­поминания, записанные нами со слов вдовы художника В.М, Поздеевой, его друзей А.Г. Грицай, В. Крейнделя, В.Г. Ваганова и видео интервью самого художника, сделанные в 1993 -1994 годах.

СУДЬБА ХУДОЖНИКА В СУДЬБЕ СТРАНЫ

Родился Андрей Геннадьевич Поздеев 27 сентября 1926 года в селе Нижний Ингаш Красноярского края в семье почтового работ­ника Поздеева Геннадия Даниловича и его жены Евдокии Иванов­ны. В семье уже было двое детей: сын Николай и дочь Антонина, после Андрея, через год, родилась младшая дочь Зинаида. Андрей гордился своей принадлежностью к исконному сибирскому роду, говорил: "Я - енисейский мещанин. В роду-кузнецы, столяры-краснодеревщики". Мать была родом с Ангары. Семья постоянно переезжала из-за работы отца. Жили преимуще­ственно в поселках по Енисею. Там, в одном из поселков, он начал учиться в школе.

Жизнь Андрея Поздеева, как и жизнь многих людей поколения 20-30 годов, не была легкой. В детстве беспризорничал, убегал из дома, с четвертого класса путешествовал на товарняках, попадал в милицейские облавы. "В пятом классе батюшка обнаружил, что я весь татуирован, - вспоминает А.Г. Поздеев, - давай сечь меня. Решил он, что надо кончать с этим бродягой, пристроить его куда-то на учебу. 5,6,7,8 класс. Потом повез я рисунки в Омское художе­ственное училище, но тут война началась, и учеба моя закончи­лась". (2)

На фронт ушел отец и старшая сестра. Андрей начал работать на комбайновом заводе в Красноярске, жил на квартире у старушки в Николаевке, спал на нарах, ходил в тряпье. Проработав три меся­ца, Андрей заболел. Время было тяжелое, голодное, работа изну­ряющая. Все рабочие (в том числе и подростки) считались мобили­зованными. Не было выходных, опоздавшие или не выходившие на работу карались по жестоким законам военного времени. Заболев, Андрей вспомнил свой старый опыт беглеца из дома, сел на пер­вый попавшийся товарняк и уехал до Боготола, а затем пешком в Тюхтет. Ночью добрался домой, а наутро за ним уже пришел участ­ковый милиционер. За побег с завода получил шесть месяцев тюрьмы по сталинскому указу. В тюрьме для малолетних преступ­ников использовались педагогические идеи Макаренко. Андрей там оказался полезным, так как человеком был рисующим: оформлял красный уголок, рисовал стенгазеты. Когда кончился срок, всех мальчишек отправили в ремесленное училище на станции Енисей. "Нас, большую группу, привезли в город, в ФЗО учиться, - вспоми­нал Андрей Геннадьевич, - а жрать нечего, голодные целый день, ну старшие и начали ходить взламывать ларьки ночами на старом базаре. А мне тоже охота - прошусь с ними. Взяли однажды. А я самый маленький в группе и слабосильный. "На шухере будешь стоять", - говорят. Я и стоял. Страшно, - но стоял честно, и мне мой пай отдали>. А на вопрос "что воровали-то?" Андрей отвечал: "А

что можно было украсть в сорок первом? Конфеты - липкие подушечки и махорку. Но больше меня почему-то не брали, а так хотелось! Воровская романтика у нас была в большом почете... Потом всех моих подельников поймали, посадили. Все уркаганами стали как только я с ними не оказался? Судьба хранила..."(3)

Воспитанием таких ребят тогда занималось ведомство КГЕ директора училища Андрей Геннадьевич вспоминает вовсе с  теплотой: "Славный был дядька: молодой, красивый, с кудрявыми черными волосами. Он-то и добывал мне краски, даже на барахолке покупал".

"Тогда и начал я писать свои первые картины маслом, рисовал  морской,  воздушный,  артиллерийский бой",(4) - вспоминает Поздеев.

К 18-ти годам Андрей повзрослел, в 1943 году пошел добровольцем на войну. Был отправлен на Дальний Восток, участвовал в военных действиях, был связистом, проволочником в артиллерии. Награжден медалью "За победу над Японией". После войны служил на  Курильских островах. На острове Кунашир заболел туберкулезом. Лечился в госпитале на Сахалине, оттуда был комиссован, врачи сказали: "Поезжай помирать домой".(5) Поехал в Тулу, где  в ту пору временно, по договору, проживал отец с семьей. Поздеев приехал туда совершенно больным (распадалось легкое). Но всего за зиму вылечился: чистый воздух, рыбий жир, собачье и медвежье сало исцелили его лучше любых лекарств. Вскоре приехал в Минусинск, вел кружок рисования во дворце пионеров, работал худе ком в Мартьяновском музее.

В Минусинске и Абакане начало его творческой жизни. Он пишет портреты, этюды. В 1948 году первое участие в выставке художников-минусинцев. Первый каталог.

Мечтал учиться живописи. В 1948, 1951, 1953 годах поступал художественные училища Свердловска и Ленинграда. Каждый раз был принят, но каждый раз возвращался из-за обострения туберкулеза.

В 1950 году переехал в город Красноярск. Поступил учить рисовальную школу, студию А.П. Лекаренко, которую окончил в 1951.

В  1956 закончил школу рабочей молодежи,  где встретил будущую жену Крючкову В.М., которая преподавала ему русский язык и литературу. Осенью 1956 года А.Г. Поздеев был принят в  кандидаты Союза Художников РСФСР. Однако билет члена Союза Художников получил только в 1961 году.

Пока художник шел в общем русле официального искусстве картины экспонировались на всесоюзных выставках. В 1957 выставка произведений молодых художников к шестому Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, 1958 год Всесоюзная художественная выставка "40 лет ВЛКСМ", город Москва.

Но, как только стал определяться собственный стиль всесоюзные выставки оказались для него недоступны. Однако акварель Поздеева принимали участие в выставках на Кубе (1971 год), (1971 год), в Мексике (1972) и в МНР (1974)..

Крупные персональные выставки за пределами края прошли в ЦДХ г. Москве (1997 год), в Русском Музее в Санкт-Петербурге, в редак­ции журнала "Наше Наследие" (1999 год), в ГТГ (1999 год), в Мос­ковском Музее Советского Искусства (2001 год), в 1992, 1993, 1999, 2001 годах вышли альбомы художника, сняты фильмы, организова­ны передачи по Центральному Телевидению. В 1998 году А. Г. Поздеев награжден дипломом и серебряной медалью Российской Академией Художеств. Это единственное официальное признание творчества Андрея Поздеева при жизни художника.

12 июля 1998 года А.Г. Поздеева не стало, в 1999 году в Краснояр­ске поставлен памятник (скульптор Ю.Злотя). Ежегодно ко дню рождения художника в городском выставочном зале проводятся выставки (1999, 2000, 2001).

В марте 2002 года в городе Зеленогорске прошли первые Поздеевские чтения, организованные Зеленогорской художественной галереей.

СЛЕД ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА

Если события своего беспризорного детства Андрей вспоминал с улыбкой, то о войне говорил совершенно иначе. С горечью расска­зывал о том, как война проявляет в людях самые низменные каче­ства, когда люди не жалеют ни себя, ни других. С облегчением говорил, что лично не убил ни одного человека, но войну видел в страшных снах. Многие годы после войны просыпался с криком. Кошмары прекратились поздно, только когда он написал свою "Войну".

"Черный квадрат холста замкнут в ярко-желтую раму, в черном мраке хаос смерти, мелькание белых, черных ликов, прострелен­ных рук, безжизненных масок. Кто убийца? Кто жертва?"(6)

На картине "Война" люди, их тела - все перемешалось в один огромный, клубок. В этом нет ничего героического и красивого. Это свалка человеческих жизней, загубленных напрасно. Это только грязь, боль и слезы.

Такое понимание войны было близко другому знаменитому красно-ярцу - писателю Виктору Астафьеву, судьба которого очень схожа с судьбой А. Поздеева: он так же часто убегал из дома, учился в том же ФЗО, но самым главным является то, что они оба прошли тяже­лые и суровые испытания войны, в последствии каждый передал в своем творчестве свой страх и ужас от пережитого.

Война для Поздеева - не гром победы, не геройские подвиги, а тяжелые испытания человеческого духа. .(7)

Такое кровавое событие, как война, не может отпустить человека, не наложив на него определенный отпечаток, ведь пережитое именно в эти годы стало одной из главных тем в творчестве А. Поздеева. Художник пишет картину "Цветы и люди". Этот холст очень схож с картиной "Война" по своему колориту и невероятному ощущению, которое испытываешь, находясь рядом с ней. На этой картине изображены безликие палачи в белых балахонах. Они рушат белые, невинные стебли грубыми, острыми топорами с четкостью механизма. И летят отрубленные человеческие головы, как гибнут беззащитные цветы. Этой картиной художник показыва­ет, что люди относятся друг к другу так же, как и ко всему живому на земле. Подло, жестоко и безжалостно.

В картине "Реквием" (1968-1972): огромное звездное небо  его могло бы хватить на всех. Но людям почему-то мало земли, мало неба. Они безжалостно уничтожают друг друга, и кровавые войны никогда не кончаются на земле. Три обнаженные мужские фигуры со связанными руками стоят на коленях перед собственной моги­лой. Кто и какой "великой" идеей объяснит необходимость их гибели? Здесь каждый из трех мужчин выражает именно свое восприятие предстоящей смерти. Первый мужественно и с гордо поднятой головой воспринимает свою смерть как должное. Второй же не может смириться с бесполезной жестокостью людей, и в нем живет какая-то вера и надежда на спасение, он смотрит на падаю­щую звезду, обращаясь с просьбой к небу, веря, что вернется домой и встретится с родными и близкими. Третий совсем отчаял­ся, и ему уже стало все равно погибнет он или выживет (хотя эти фигуры совершенно разные, позировал художнику для создания этой картины только один человек - К. Маликов).

Почти одновременно художник работает над картиной "Невесты" (1967-1972). Вытянутый темно-серый холст. Потухшие окна безжиз­ненного города, на фоне которых только три одиноких окна осве­щают это забытое богом место светом веры и надежды на скорое возвращение своих любимых домой. Три одинокие фигуры обна­женных женщин, скорчившихся от страха и боли. Это невесты войны, не дождавшиеся своих женихов, которые стали вдовами раньше, чем стали женами. В глазах этих женщин можно просле­дить те же душевные переживания, какие испытывают их женихи перед смертью (так по-другому называется картина "Реквием").

Мысли художника о войне, воплощенные в его живописи, становят­ся нашими. Мы начинаем понимать его чувства, любить его любо­вью, грустить его грустью, ненавидеть его ненавистью. Сам же художник говорил о войне так: "Я ужасно не люблю любую войну, под каким бы она лозунгом не проходила. Это массовое громадное уничтожение друг друга. Это такое исчадье ада - это не нужно людям совсем".(8)

О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАСТЯХ

В конце 70-х начале 80-х годов А.Г. Поздеев работал над серией холстов. В нашем школьном музее хранится карандашный набро­сок к этой серии картин. Поэтому нас очень интересовало все, что связано с этой темой. В фильме Сергея Зайцева "Под знаком Поздеева" Александр Каневский, театральный режиссер, препода­ватель Гнесенского училища, в 79-85 годах - главный режиссер Красноярского ТЮЗа, вспоминая эту работу, говорит: "Там была битая птица, ружье в руках человека стреляло по птице, птица была домашняя, вот это красное с белым перемешалось, это было

настолько про жизнь в конце 70-х годов в нашей стране. На первый взгляд, кажется странным, что таким наивным путем художник решает свои проблемы, а с другой стороны это было совершенно понятно, что уровень боли таков, что только наивным путем это можно решить". (9)

Таким образом, Александр Каневский считает, что эта картина носит определенный политический характер - стрельба по своим (не зря Красноярск был местом политических ссылок). Мы решили подробнее исследовать этот вопрос и выяснить, как А. Г. Поздеев вышел на эту тему. Что являлось причиной создания этой серии?

В архиве школьного музея хранится запись интервью Валентины Михайловны (жены художника), где она подробно рассказывает о том, как к Андрею Геннадьевичу приехали знакомые с севера и рассказали о весенней охоте на птиц. Птицы, сидящие на гнездах, оказывались легкой добычей жестоких охотников, опьяненные кровью, они не могли остановиться, стреляя в упор. Этот рассказ настолько потряс художника, что весь ужас этих событий воплотил­ся в серии картин.

На одной из них изображены четыре красные фигуры с огромными ружьями, черные дула которых в упор извергают огонь в беззащит­ную окровавленную птицу. Весь холст как раскрытая рана.

Люди забыли о том, что они дети природы. Они олицетворяют тупую бессмысленную жестокость. Эта бессмысленная жестокость сталкивается с великим инстинктом природы. Птицы под угрозой смерти не улетают, а умирают, закрывая собой еще не вылупив­шихся птенцов. Кто же здесь настоящие дети природы? Ведь уничтожая природу, человек губит свою душу. И об этом предупре­ждает нас художник.

В поисках более точных подробностей мы расспрашивали друзей художника о работе А.Г. Поздеева над этой серией. Мы выяснили, что разные люди пытались позировать ему с ружьем в руках. Среди них были Виктор Черепнин, Виталий Крейндель, но люди они добрые, порядочные, и ружье в их руках выглядело неубедительно для художника. Лучше всего для этой роли подошел художник Евгений Бяков и артист Красноярского ТЮЗа В. Колпаков, так как хорошо умел перевоплощаться. По свидетельству Э.И. Русакова, первые холсты этой серии были реалистичны, лица людей имели портретное сходство, постепенно холсты становились все более обобщенными, образными и более выразительными, приобретали знаковость. Лица превращались в маски, человек сливался с ору­жием, как одно целое. Если сравнить подлинник с карандашным наброском к нему, хранящимся в нашем музее, то можно увидеть значительное различие. Это небольшой квадратный лист бумаги размером 40x40 см, на котором фигуры людей несколько отлича­ются от окончательного варианта, они изображены в виде раздув­шихся шаров с ружьями в руках. Вся композиция напоминает другой холст - "Чиновники", где изображены самодовольные хозяе­ва жизни, которым разрешено все.

Так в чем же смысл картины "Охота на птиц"? Прав ли Каневский, увидевший политический смысл этой картины? А может быть прав Э.И. Русаков, говоря о том, что "картина имеет свою судьбу и уже не зависит от своего творца, и каждый зритель может увидеть в ней свое". Но все же реальные факты создания картины говорят о том, что художник в этот момент не был ни политиком, ни диссидентом, а был просто потрясен человеческой жестокостью и боролся с ней всеми средствами, которые были ему доступны – средствами живописи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гуманистическая тема в творчестве Поздеева появляется в резуль­тате глубоко личных переживаний художника, связанных с нелегким детством и войной. Пережитые в юности потрясения не отпускали его всю жизнь. Такое кровавое событие как война непременно накладывает определенный отпечаток на душу человека, и пережи­тое Поздеевым именно в эти годы стало одной из главных тем его творчества. Протест против человеческой жестокости нашел во­площение в цикле "О человеческих страстях". В нем он выражал свое отношение к бессмысленному массовому уничтожению друг друга. Возвращаясь в прошлое, заново переживая трагические события своей юности, художник искал такие средства выражения, которые помогли бы ему подняться над обыденностью, повседнев­ностью.

Реалистические на первых этапах работы, холсты становились все  более обобщенными,  лаконичными, приобретая острую выразительность. Личный опыт одного человека вырастал до философского размышления о смысле человеческой жизни, о ценностях, которые существуют вне времени и пространства.

Целью настоящей работы является обобщение собранных фактов биографии и творческих исканий художника, которые в будущем могут пригодиться историкам искусства и искусствоведам для более глубокого анализа произведений А.Г. Поздеева.

 ПРИМЕЧАНИЕ

1. Поздеева В.М. Биография А.Г. Поздеева (из архива школьного музея).

2. Студия "Лад", 1993 г., интервью с А.Г. Поздеевым.

3. Астраханцев А., "Солнечный художник", "Городские новости", 31.12.1999.

4. Студия "Лад", 1993, интервью с А.Г. Поздеевым.

5. Русаков Э., "Солнечный художник", "Красноярский рабочий", 28.06.1997, стр.8.

6. Кушнеровская Г. "Душа в пространствах света", "Завтра", мар 1996, #10.

7. Курбатов В., "Цвет смысла и смысл цвета", "Енисей", 1986, #

8. Студия "Лад",1993, интервью с А.Г. Поздеевым.

9. Каневский А., фильм С. Зайцева "Под знаком Поздеева", 1999

БИБЛИОГРАФИЯ

Абрамов А. Нас ждут художественные открытия. Российская газета. 9.12.1993.

Александрова Т.А. Всюду дух ночевал. Красноярский рабочий. 27.05.1994.

Ануфриенко В. Каждая слезинка дорога. Красноярский рабочий, 30.11.1996

Астраханцев А. Щедрая душа. Красноярский рабочий. 29.10.1975. Астраханцев А. Солнечный художник. Городские новости. 31.12.1999.

Баранов М. Статья о А. Поздееве в каталоге 1968 г. Красноярск. 1968. С.6.

Буровский А. Под знаком Поздеева. Честь и Родина. 11.07.2000.

Вадимова С. В традициях русского авангарда. Двадцать четыре. 17.09.1993.

Васильева-Шляпнина  Статья о А. Поздееве в каталоге 1978 г. Красноярск, 1978. С. 6.

Джамали Е. Букеты и время. Красноярский комсомолец. 15.10.1981.

Джамали Е. Что в тебе есть. Красноярский комсомолец. 23.10.1986.

Евграфов В. Его картины несут доброту. Вечерний Красно-ярск.14.07.1998.

Егорова Е. Мир красок Андрея Поздеева. Президент-11. 14.12.1993. Егорова Е. Правда вымыслов Андрея Поздеева. Спасение. 12. 1-993.

Ефимовский А. Путь к образам Андрея Поздеева. Альбом . Москва. 1992. С. 144.

Жуковский В. Отзовется музыкой в сердцах. Красноярский рабочий. 5.11.1986.

Жуковский В. Чаша. Альбом. Москва, 1992. С. 144.

Кантор А. Огненные символы Андрея Поздеева. Художник. 1993 с.5.

Кантор А. Под знаком Веры, Надежды, Любви. Московский худож­ник. 3.12.1993.

Кантор А. Удивительный Художник. Альбом. Москва, 1992. С. 144.

Кульчицкая В. Человек с цветами в руках. Красноярский рабочий. 11.12. 1996.

Курбатов В. Цвет смысла и смысл цвета. Енисей. 1986 – с.4. Кушнеровская Г., Изотова М., Лазарев М. Особая оптика Андрея Поздеева. Ж. . 10.06.2000.

Лазарев М. Звездные часы творчества. Альбом. Книга 1. Живопись. Москва, 1999. С. 150.

Лисовский Н. Когда поют краски. Красноярский рабочий. 22.10.1964.

Литовченко Е. Загадочный мир Андрея Поздеева. Вечерняя Москва. 1.12.1993.

Львова В. Теперь пускай копируют его. Комсомольская правда. 25.11.1993.

Маликов К. Щедрость таланта. Енисей. ! 964 - #4. Майстренко В. В гостях у Авроры Даниловны. Сегодняшняя газета. 2.03.2000.

Попов Е. Дух дышит, где хочет. Общая газета. 03.1996 - #19. Попов Е. Предтеча. Столица. 1993 - #52. Рожин А. Авангард духа. Российская газета. 1.12.1993. Русаков Э. Дар. Красноярский рабочий . 11.1995. Русаков Э. Самородок. Вечерний Красноярск. 1996. Русаков Э. Статья о А. Поздееве в каталоге 1978 г.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Абрамов А. Нас ждут художественные открытия. Российская газета. 9.12.1993.

Александрова Т.А. Всюду дух ночевал. Красноярский рабочий. 27.05.1994.

Ануфриенко В. Каждая слезинка дорога. Красноярский рабочий, 30.11.1996

Астраханцев А. Щедрая душа. Красноярский рабочий. 29.10.1975. Астраханцев А. Солнечный художник. Городские новости. 31.12.1999.

Баранов М. Статья о А. Поздееве в каталоге 1968 г. Красноярск. 1968. С.6.

Буровский А. Под знаком Поздеева. Честь и Родина. 11.07.2000. Вадимова С. В традициях русского авангарда. Двадцать четыре. 17.09.1993.

Васильева-Шляп и на Г. Статья о А. Поздееве в каталоге 1978 г. Красноярск, 1978. С. 6.

Джамали Е. Букеты и время. Красноярский комсомолец. 15.10.1981. Джамали Е. Что в тебе есть. Красноярский комсомолец. 23.10.1986. Евграфов В. Его картины несут доброту. Вечерний Красноярск.14.07.1998.

Егорова Е. Мир красок Андрея Поздеева. Президент-11. 14.12.1993. Егорова Е. Правда вымыслов Андрея Поздеева. Спасение. 12. 1-993.

Ефимовский А. Путь к образам Андрея Поздеева. Альбом . Москва. 1992. С. 144.

Жуковский В. Отзовется музыкой в сердцах. Красноярский рабочий. 5.11.1986.

Жуковский В. Чаша. Альбом . Москва, 1992. С. 144. Кантор А. Огненные символы Андрея Поздеева. Художник. 1993.

Кантор А. Под знаком Веры, Надежды, Любви. Московский худож­ник. 3.12.1993.

Кантор А. Удивительный Художник. Альбом . Москва, 1992. С. 144. Кульчицкая В. Человеке цветами в руках. Красноярский рабочий. 11.12. 1996.

Курбатов В. Цвет смысла и смысл цвета. Енисей. 1986 – с.4. Кушнеровская Г., Изотова М., Лазарев М. Особая оптика Андрея Поздеева. Ж. . 10.06.2000.

Лазарев М. Звездные часы творчества. Альбом . Книга 1. Живопись. Москва, 1999. С. 150.

Лисовский Н. Когда поют краски. Красноярский рабочий. 22.10.1964. Литовченко Е. Загадочный мир Андрея Поздеева. Вечерняя Москва. 1.12.1993.

Львова В. Теперь пускай копируют его. Комсомольская правда. 25.11.1993.

Маликов К. Щедрость таланта. Енисей. 1964 – с.4. Майстренко В. В гостях у Авроры Даниловны. Сегодняшняя газета. 2.03.2000.

Попов Е. Дух дышит, где хочет. Общая газета. 03.1996 – с.19. Попов Е. Предтеча. Столица. 1993 - 52. Рожин А. Авангард духа. Российская газета. 1.12.1993. Русаков Э. Дар. Красноярский рабочий . 11.1995. Русаков Э. Самородок. Вечерний Красноярск. 1996. Русаков Э. Статья о А. Поздееве в каталоге 1978 г. Ряннель Т. Дыхание нового. Художник. 1963. Сангаджиева Н. Мир спасут любовь и доброта. Красноярский рабочий. 28.02. 1998.

Семенюта И. Век Андрея Поздеева. Красноярский рабочий. 12.11,2000.

Серебренников В. Художник Андрей Поздеев. Каталог А. Поздеева. Красноярск, 1974. С. 20.

Соловьева В. Тайна сибирского анахорета. Взгляд. 30.01.1997. Соловей П. В прекрасном и яростном мире. Труд. 11.1996.

Толстой А. Знаки препинания. Альбом "Мир Андрея Поздеева", Книга 2. Графика. Акварель. Москва, 2001. С. 126.

 Фомина Г. Взгляд пристальный и добрый. Красноярский комсомо­лец. 16.09.1978.

Яхин 3. Живопись - это костер. Красноярский комсомолец. 12.01.1961.

Powered by XGEM Engine