Лестница в небо Андрея Поздеева

Имя Андрея Геннадьевича Поздеева стало известно в начале 1990-х годов. До того, в течение полувека, он, будучи самоучкой и не желая отказываться от самого себя, упорно работал в стороне от официального искусства. Свои проблемы отношения с действи­тельностью он решал на пространстве холста. Он регулярно участ­вовал в коллективных выставках; было у него и несколько неболь­ших персональных, но имя его дальше Сибири не звучало. Поздее­ва считали оригиналом-одиночкой, словом, чудаком.

В каждой его работе есть ключик, который хочется повернуть. Не всегда это удается, и тогда мир картины для тебя закрыт. В слу­чае же удачи ты получаешь тепло, радость, ощущение свободы. Ты гуляешь по полям Вселенной художника, где автор искренне восхи­щается, негодует, сочувствует, и где нет запрета для мысли. И ты убе­ждаешься, что так можно и должно жить. На непосвященный взгляд его живопись груба, шершава, проста. Но тот, кому дано понять, по­чувствует ее суровую нежность. Ошеломительные краски его «гром­ки», открыты, как звук трубы. Персонажи до резкости откровенны. Его Космос близок, как собственный вздох.

Когда общество восстало против лжи и догматизма, возникла почва для признания творчества Поздеева. В 1990 году в журнале «Искусство» о художнике появилась первая серьезная публикация красноярского искусствоведа А.Ф. Ефимовского, а год спустя, на се­минаре в Паланге, он познакомил с творчеством этого мастера дру­гих художественных критиков. В 1992 московская галерея «СИТИ» издала альбом «100 картин художника А.Г. Поздеева», подготовлен­ный к выставке в Центральном доме художника Москвы (1993 год) и в Государственном Русском музее (1996 год).

Сейчас об Андрее Поздееве пишут ведущие художественные журналы, снимаются документальные фильмы, проводятся выстав­ки. Другими словами, продолжается обширная программа исследо­вания и популяризации творчества художника, начатая галереей «СИТИ» 10 лет назад.

Андрей Поздеев - одна из самых ярких фигур в художественной жизни XX века. В наши дни, когда критерии творчества размыты, он является примером подлинного художника, для которого коммерция, успех в обществе никогда не были самоцелью. Он убеждает нас в том, что нравственная и эстетическая позиция в искусстве неразделимы.

Андрей Поздеев поднялся по ступенькам, по которым поднима­лась отечественная культура, и оставил там особый след. Он при­надлежит к эпохе «шестидесятников». Он близок к ним по мировоз­зрению, по суровой страсти делать то, что видит, во что верит сам. Заряд «шестидесятничества» был столь мощным, что в какой-то сте­пени «по его инерции» наша культура двигается до сих пор. Именно тогда она очнулась от столбняка «соцреализма» и начала шагать по всем дорогам и тропам, какие могла отыскать.

Русская муза забывчива. Иногда она прячет за пазухой колос­сальные эпохи в истории людей, не говоря об отдельных именах и народах. Но, когда спохватывается и обнаруживает их, так сильно им радуется и так обмывает слезами, что они сверкают, как новень­кие. От этих слез и заботы поднимаются новые побеги. Так, ломая замок за замком, забор за забором, мы восхищались тем, что там обнаруживали, и делали его своим.

Сколько наивной искренности в «Парусах» Поздеева 1960-го го­да, напитанных светом импрессионистов! Как ершисты его мазки, выпущенные на волю Моне и Ван Гогом, и как огненные стены крас­ноярских домов - под стать разгулу «бубнововалетцев»! («Старый город», 1968 год). Если вспомнить открыточную дидактику офици­ального сталинского искусства с его скованной пластикой и убо­гим цветом, то сразу становится понятным этот взрыв стихий, брызнувших на холсты, эти черно-красно-оранжевые сгустки пере­напряженных цветовых энергий.

Так, со ступеньки «соцреалий» те, кто бойчее, бросились на но­вую ступень, куда взлетела птица их свободы. Она щелкала клювом и трясла лохматыми перьями, залихватски поддразнивая тех, кто остался внизу, и упивалась возможностью не клевать с руки дающе­го, а петь о мире.

«Цветоэкспрессионизм» (так мы назовем этот тип искусства) выпустил на холст энергетику человека. Заговорила внутренняя жизнь автора, узнаваемая по характеру течения цветомасс, свобод­ному дыханию пространства. Художник стал ощущать себя неким органом мира. Он не копирует, не «отражает» (по ленинской тео­рии) видимую действительность, а сопереживает бытию, сам явля­ясь живой клеткой мира, который в нем и вокруг него.

В «Китайской стенке» Поздеева мы видим кусок натуры, театра­лизованный художником так, что алый многоголовый камень рифму­ется с пиками елей, работая в тревожном контрасте со змеистым тан­цем берез и рыхлыми пестрокрапчатыми массами внизу холста.

Художник очарован природой. Ему чудятся тени людей и каких-то звероподобных существ, окаменевших или спрятавшихся в ство­лах деревьев. Первозданное восприятие мира, исполненного жизни, принимающего различные обличья и сбрасывающего свои маски, мира, эмоционально родственного людям, вдохновило этот холст. Наверное, в таком восторге древними нашими предками «рубились» истуканы. Так, наверное, являлись на свет каменные бабы и деревян­ные идолы, создавались языческие храмы.

Зачем же понадобилось это человеку XX века? Сама Природа «раскрыла настежь» его чувства - и он не зачах в схоластике урба­низма. Необходимо было поднять низовые, идущие из земных недр энергии, необходимые для мощной, преобразующей работы вре­мени, когда пересоздавалась вся среда и сам человек. У художника эти энергии вызвали к жизни красно-оранжевый цвет... Вспомним, что древних героев воспитывали дикие козы, кен­тавры и волчицы, лесные феи и колдуны. Они очищали и усилива­ли инстинкты, формируя эмоциональную восприимчивость, и за­кладывали основы магических контактов со Вселенной.

Те же энергии - в черно-лилово-пурпурном букете сирени (1969 год), которой тесно на холсте и которая жаждет выплеснуться на­зад, в свой безграничный мир, за овал блестящей столешницы, по­лыхнувшей ревнивым пламенем опавших цветов. Те же энергии красноярского красного дома грохочут за спиной грустного чело­века в очках, прижатого к переднему плану, как бабочка стеклом («Портрет М.С. Михельсона», 1969 год). Человек воздел сигарету -древко несуществующего флажка, скептично сожалея о неосущест­вленной своей мечте.

Самое ценное завоевание «шестидесятничества» - открытие собственного естества. Это произошло сразу же, как были низверг­нуты стереотипы памяти с их социальными установками. Пожалуй, свобода равносильна правде, правда равносильна свободе, им обе­им, возможно, равносилен талант.

«Шестидесятники» сняли с людей лакированные маски. Они ис­следовали своими чувствами реальность, жуткую и прекрасную. И, для того, чтобы выразить эти пронзительные ощущения, им потре­бовался острый, драматизированный, гротескный язык. Но после короткой «хрущевской весны» вновь наступило время консерва­тизма. Многие художники вынуждены были отступить и снизить накал своего творчества. Семидесятые годы были годами внешней стабильности, поддерживаемой официальной культурой, с под­спудной жилой несмиренных, противоборствующих гениев эпохи, придававших ей пафос борьбы.

Поздеев, почти не связанный с официальным искусством и не совращенный им, был одним из немногих мастеров, не прервав­ших поиск «шестидесятничества», шедших естественным путем. Можно собрать воедино его портреты и убедиться, что внутренний нерв каждого из них инстинктивно противен банальности «совет­ского человека» и перенапряжен радостью или мукой быть «не та­ким, как все». Своеобычие каждой человеческой жизни, груз одино­чества, который несет человек, желающий прожить собственную, никем не подсказанную жизнь, составляет их поэтическую сущ­ность. Также, как орут, скрежещут зубами, ёрничают персонажи Вы­соцкого, «герои» Поздеева распирают отпущенные им, как судьба, холсты. Они врубаются в глаз неуклюжими силуэтами тел, они бу­доражат вспышками красок, вдруг успокоенных тихой законченно­стью форм, сведенных в формулу простоты.

Мы видим грузчиков и апостолов, чудаковатых поэтов и арти­стов, огромногрудых женщин, напоминающих «скифских баб», или нежно-пластичных медуз, неизменно плывущих из времени во вре­мя, в своей неизменной плазме обаяния.

То, что мы видим у Поздеева, если пользоваться библейским языком, есть историческая стадия - фаза «придания имен». Каждый человек именуется через пластический символ, в который он обра­щен художником. Он узнан и определен им, как зримое явление со своей формой и присущей ей загадкой.

Например, пластическим символом портрета «Алексей Алексее­вич» (1979 год) является черно-красная цветовая среда, в которой, как в жерле вулкана, возникает тонкая, «ф»-образная фигурка, подпертая большим кубическим креслом, играющим роль бурки-плаща. Высветленная голова принадлежит одновременно двум существам - человеку и странному креслу, напоминающему таран. Голова висит, как луна, отдельно. Глаза без зрачков смотрят внутрь. Эти «занавешен­ные» глаза очень важны. Они являются композиционным центром и погружают в свое, личное, невысказанное и таинственное «нечто».

Для данной ступени Поздеева важно, что не кипящая лава реаль­ности предстает как изображение, при всей живописной условно­сти мазка, но выделенный объект (человек, предмет, любой эле­мент того или другого). Там, где реальность еще не расчленена, слитна, где одно является продолжением другого, отражается и по­глощается этим другим и средой, и есть то, что мудрые греки назы­вали «Хаос». На этой стадии осознания человек еше не решается расчленить видимое и выделить из него себя, свое сознание. Чело­век кипит внутри мира и испытывает все его толчки. Следующая ступень - логически-образное осознание не реальности, а реалий, добровольно избранных и ставших идеями - «богами».

Этот очень важный момент духовного становления проходит каждый народ в свой архаический период развития и каждый мас­тер на своем пути. Духовный разум отыскивает в чувствах «опор­ные» вещи и формой символизирует их. Он строит реальность ис­кусства так, как нужно ему для выражения понятой идеи. Он спосо­бен не только чувствовать, но и преобразовывать жизнь.

Так «Алостол» Поздеева (1976 год) не иллюстрация к Евангелию, где рассказано, «что, где, когда». Это человек, который в книге обрел свой свет, и этот свет формирует его высокий лоб, на котором вет­вится угадываемое «Древо познания», растущее из «жующих и ню­хающих» частей лица.

«Автопортрет» (1985 год) - это уже «пластическая философия», где зримо представлена мысль о двуединстве мира, а человек -часть его. Здесь уже есть ответ на главный вопрос: «Кто я?». Не - как меня зовут?, не - как одет?, не - где живу, что люблю и ненавижу? «Я» - это не черное на белом, или - белое на черном, это есть то, что осознает себя как суть и сущность.

Поздеев здесь откровенно пользуется магической символикой древних. Эффект магии в данном случае заключается в силе воздей­ствия контрастных форм на психику человека, или тех энергий, ко­торые заключены в сильных контрастах. Это очень важно, потому что он нашел язык, адекватный силе вопросов, стоящих перед ним и перед людьми конца XX века.

Почему же художнику понадобилось милую современную жен­щину с рюмочкой в руках отождествить с каменной тюркской богиней, а это ясно читается в положении ее рук, обычно державших Чашу жизни, в рисунке глаз и бровей и т.д.? Видимо, для того же, для чего это понадобилось нашим предкам, пожелав­шим воспротивиться смерти и утвердить в женском образе свое желание жить. Разница только в том, что древние люди через ритуалы внедряли свои образные представления в самую жизнь, распространяя их на гигантские степные пространства, а мы ог­раничены ритуалом посещения выставки или мастерской.

Двадцатый век - это век самых чудо­вищных разрушений и войн. И он же - век глубочайших исследований этих же явле­ний, приведших большую часть населения планеты к отказу от них. Мы имеем в мировой культуре современности множество примеров показа злодеяний -в литературе, кино, живописи. В конце концов уже не имеет смысла убеждать ко­го-то, что это плохо. Нужны причины и следствия, нужна выявленная, познанная суть военной заразы для того, чтобы снять остатки «романтических» иллюзий на эту тему и вызвать у человечества неприязнь ко всякой мысли о войне.

У картины «Война» (1981 год) Поздеева нет ни «плохих», ни «хороших», ни «на­ших», ни «чужих». Есть только бойня «всех против всех». Это показано просто и точно. Иллюзий не остается. Остается перевернуть эту страницу истории и следовать дальше - в Мир.

«Война» - это формула разрушения человека, его проваливания в темные

подвалы чувств и ума, в полную бездуховность. Это - конец, за которым обязано прийти осмысление.

Мы поднимаемся вслед за художником еще на одну ступень. Здесь - образы не физической, но духовной реальности. Понять их невозможно, опираясь лишь на знакомые художественные каноны. Они требуют особого, собственного духовного опыта, превосходя­щего опыт «считывания картинки».

«Голгофа» (1981 год). То, что изображено на почти пустом холсте, видится не извне зрителями подножья, а изнутри - из гаснущего, но постигающего вечность сознания гибнущих людей. Земное уже расплавилось в ослепительном желтом зное. Тела истаяли и слились со своим крестом. Белое сталкивается с черным в прощальном аккорде. Манящая световая спираль еще определяет место и время, еще похожа на себя, но уже готова распрямиться, превратясь в Космический путь.

«Моление о чаше» (1982 год). Каноническая церковная компо­зиция обычно представляет Христа в образе человека, молящегося в Гефсиманском саду, и трех его заснувших учеников. Зритель переживает событие вслед за его героем, таким образом приобща­ясь к происходящему. Зная предание, он получает рассказ в образ­ах, известных ему из этого предания. Зачем же художнику понадо­билось избавиться от всех внешних реалий, ограничившись серой, монотонно-зовущей громадой Неба над узкой полоской Земли, где зависла молитва-дуга с загадочной «прорубью» Света? Чьей духов­ной энергией образована эта Дуга? Кто узнает собственные свои порывы и услышит гуд напряженного провода мысли и чувства из глубины души? Тот, кто это поймет...

«Разговор об истине» (1983 год). На серой ткани мира стали ви­димы для людей две сущности - Свет и Тьма. Свет открывает «не­что». Тьма скрывает. Тьма чувствует. Свет мыслит. Свет - это «да», Тьма - это «нет». Одних притягивает одно, других - другое. Одним Свет желанен, другие же боятся его, ибо он - правда, истина, и он жжет, и они укрываются Тьмой.

Это - мое понимание Поздеева, которое определено собствен­ным образным строем мышления. Можно истолковать работу ина­че. Она позволяет это, не навязывая ответа никому. Однако хоте­лось быть понятой и другими, найти у них отклик - для того и пи­шу. Так Сфинкс, лежа в пустыне, просто задавал вопросы. Отвечая на них, ты избирал свою судьбу.

Трикрылие «Храма» (1985 год). Что это ~ «распахнутый» Ангел? Ворота? Божий дом? Что за синяя лунка пробита вверху, и что за яма внизу пугает чернотою? Пугает - или успокаивает, или обещает..?

«Сотворение мира» (1986 год). Ведическое «яйцо». Сила творче­ства проявляется через способность к контрастам, к определенно­сти чистой мысли. Хаос не может родить таких мощных гармоний. Он беспомощен, слаб и вечно поглощает обломки разрушенного. Вот она здесь - икона разумного мира - у Поздеева.

Истину рождает Любовь. Смуглый таинственный Бог излучает женскую сущность, необходимую ему, вытолкнутую им же на по­верхность, как чайка, толщей воды. Она же - страница, на которой будет что-то написано, и то, чем светится мрачная глубина мужско­го естества. Это - картина «Любовь» (1986 год) - «не спор об исти­не», а само рождение ее.

Последний цикл, о котором мне хочется рассказать, - «Жизнь человека» (1989 год).

Он состоит из семи квадратов-картин, сжатых по форме до пре­дела. На каждой - круг, или планета «Человек». Белый круг в черном квадрате - ясность, детская чистота, духовная первозданность. Квадрат, теплея, коричневеет. Жизнь наполняется страстью. Круг золотой на синем - сама мудрость в осознании чувств. Сияющее световое кольцо, которое отслоилось от темного неповоротливого тела и внутрь которого хочется смотреть как в око Свободы. Здесь ты - это Все, и Все становится тобою.

Далее - нежное прикосновение Тьмы, Свет рассеивается, стано­вится голубым. Так рождаются краски Мира и творится многообразная мистерия человеческой жизни, вбирающей в себя столько оттенков, сколько она способна вместить.

Наконец, жизнь завершается, создав пирамиду труда с прощаль­ным крестом покоя. Или далее - крест распят, «растянут» во всю ширь Вселенной, уходя в бесконечный Свет.

Последние работы Поздеева - это современные мандалы. Они концентрируют сознание. В них есть нечто, равносильное пульса­ции звезд. Это - организмы, построенные по законам, которые яв­ляются конструктивными основами бытия. Поэтому, созерцая их, испытываешь радость причастности к могучему, очень прочному и прекрасному миру, к которому ты прикоснулся.

Так, от ступени к ступени художник провел пас вслед за собой по уровням познания. Ступень за ступенью он сам начинает пони­мать суть происходящего с ним и строит картину сам, строго и точ­но. Его ранние радостные и болезненные переживания сжег немеркнущий огонь - их нет; он теперь осознал себя, его Гений об­рел силу и будущее. Когда человек осознает, что он такое, он обре­тает будущее и из твари превращается в творца.

Попытаюсь объяснить этот путь на простом житейском примере.

Предположим, голодная курица роется в мусорной куче в поис­ках зерна. Идет человек. Ему жалко курицу, и он думает: «Что она, глупая, так бездарно проводит время. Подарю-ка я ей тысячу руб­лей, пусть она сходит в магазин и купит себе полкило зерна и ест всю неделю, а в оставшееся время совершенствует свой ум».

Так он и поступает. Бросает курице купюру. Курица подходит, клюет бумажку, приподнимает ее клювом, ничего хорошего не об­наружив, снова направляется к своей мусорной куче... Она не поня­ла, что в этой купюре - ее счастье и свобода, потому что не знала условного, символического языка, скрытого в образе денег, и прин­ципа товарно-денежных отношений.

Человеческий ум отличается от куриного тем, что он способен абстрагироваться от своих чувственных ощущений и создавать аб­страктные символические системы, возвышающие его над тем, что видит его глаз, слышит ухо и чует нос. С каждым витком эволюции он развивает такие формы сознания, которые позволяют ему ком­пактно укладывать информацию в изобретенные схемы, в которых заключены тайны им познанной природы.

В науке это понятно. Что же касается искусства, то в нем все сложнее. Музыка от рождения пошла по пути создания условной гармонии, непохожей на мычание коровы или рев осла. Она созда­валась как архитектура звуковых форм и пространств - произведе­ние человеческого интеллекта. Этого не скажешь о живописи. Раз­ные народы в разные периоды истории увлекались задачей воспро­изведения того, что непосредственно видит человеческий глаз -реальности природы, и успешно справлялась с ней. В советский пе­риод реализм был узаконен как единственно правильное искусст­во, и принцип отражения был законом, которому был обязан под­чиняться любой художник под угрозой репрессий. До сих пор подавляющее большинство наших зрителей ждут от искусства живописи зрелища видимого мира. Они ищут сходства с натурой, разочаровываются и даже негодуют, если не находят его.    В крайнем случае, они допускают известную долю гротеска, но не зна­ют, как воспринимать картину, в которой нет намека на сходство. Долгое время «абстактная живопись» воспринималась как ругатель­ство, и до сих пор эта традиция существует. Нужно ли это живописи, или, быть может, «злой умысел» некоторых художников отвлекает глаз от созерцания прелестей жизни, ступая на ложный путь?..

Вернемся же в тот двор, где копается наша курица, и предста­вим, что рядом с ней существует хозяин - человек и что он, век за веком, эпоха за эпохой, от ступенек своего дома возводит лестницу в Небо - в бесконечность, или, быть может, эта лестница спускает­ся к нему с Небес.

Можно начать наш анализ еще раньше, когда не было еще чело­века и не было курицы, а была только живая клетка. Этот крохот­ный живой зародыш уже «забирался на лестницу»: он учился абст­рагироваться от непосредственных, мизерных своих ощущений, кодируя жизненный опыт в компактные генетические схемы. Кле­точка живой ткани научилась расширять крут' познания окружаю­щей среды, овладевая все большими возможностями для жизни. По ступенькам она добралась до уровня курицы, потом - человека, ов­ладевая тайнами все новых и новых информационных систем, изо­бретая их и расширяя уровень восприятия.

Постепенно человек достиг такого сознания, что сумел выстро­ить дом, обработать землю, вырастить зерно и завести известную нам курицу и даже написать ее портрет. Этот уровень всем сегодня понятен, начиная от годовалого младенца, который может узнать курочку по портрету, хотя для неандертальца это было бы чудом. Есть потребность в таком роде искусства и сегодня, и есть ряд пре­красных мастеров, которые эту задачу берут на себя, так как никто не отменил желание человека видеть зеркальное или гротескное изображение реалий.

Однако есть и другие потребности, есть и другие мастера, кото­рым уже не хватает опыта непосредственных ощущений для оформления идей. И они поднимаются по ступеням. Когда подни­мутся выше крыш, они увидят, что точно такой же дом - у соседей слева и справа. Они увидят, что у соседа слева гниет картошка, а у соседа справа - все ладно и красиво. Они создадут пейзажи, увиден­ные с высоты крыш и выше, и человечки, увиденные оттуда, будут казаться маленькими, а птицы большими. Их в очередной раз обви­нят в формализме. Обвинят хорошие мастера, в том-то и дело... Это извечная история, когда хорошие, в своем роде талантливые масте­ра ополчаются на своих коллег, стараясь сбросить их с «лестницы». Но именно взбирающиеся по лестнице вверх и есть - «Вознесен­ные мастера». Их вознесение всегда им ставится в вину. Их осмеи­вают, считая дураками, детьми, не понимающими жизни. Их рабо­ты не принимаются обществом только лишь потому, что общество еще не успело освоить их язык и не заразилось желанием обрести цен­ности, которые уже увидели «верхолазы».

И все-таки постепенно потянутся ученики. На опыте «вознесен­ных» научатся добротные мастера, а на их почве родятся новые «воз­несенные», и снова их будут сталкивать за ноги на землю, но они бу­дут карабкаться волей неистовых желаний - в Неизвестность...

История нашей цивилизации не линейна. В ней были свои взле­ты и падения, В ней бьется сердце планеты, сердца народов и от­дельных живых людей. Но всегда вознесенные на «лестницу в Небо» побеждают, и человеческая история гордится ими. История России еще будет гордиться художником Андреем Поздеевым.

 

 

Маргарита Изотов, Санкт-Петербург, 1996г.

Powered by XGEM Engine