Жизнь человека

Нет никакого сомнения в том, что имя Андрея Поздеева от­носится к наиболее значительным в истории русского искусства XX столетия. Это тем более важно понять, так как Андрей Поздеев не принадлежал к столичному кругу авангарда 60-80-х годов, а, следовательно, не имел такой художественной среды, в которой вольно или не вольно прокручиваются близкие творческие идеи, имеется круг почитателей, способных поддерживать художника, раскручивать его имя и создавать условия для развития. Андрей Поздеев жил в Красноярске, но все-таки его имя звучало почти мифически, и появление его работ на всесоюзных выставках было событием. В ряду мастеров тогдашних грандиозных экспозиций, наряду с художниками Прибалтики, а они отличались необычайной творческой смелостью, Андрей Поздеев отличался искренностью и открытостью собственного художественного мировосприятия. Полыхающие цвета, энергичность кисти, экспрессия чувствова­ния оставляли ощущение пылкого и страстно пережитого мира.

В 60-е годы у Поздеева формируется своеобразная твор­ческая теория, скорее эмпирическая, чем теоретически раци­ональная, — душа есть огонь, пылающая и страдающая, она захватывает реальность, и через призму этого бесконечного горения художник смотрит на мир.

Таковы поиски пластической формы у Поздеева 60-70-х годов. В мировоззрении художника полно и подробно разрабатывается система психологических воззрений на природу цвета в живописи.

На протяжении всего творчества у Андрея Поздеева прослежива­ется глубоко обдуманная и детально разработанная, последовательно проводимая на протяжении многих лет, в нем самом из личного опы­та расцветшая мысль о целостности как об адекватной жизни духа. Без духовного переживания форма мертва. Если бы в творчестве ху­дожника не произошло этого пылкого горения души, то навряд ли бы имя Поздеева вызывало такой страстный отклик.

Живопись есть искусство зримого образа и тайновидения. Поэтому постигать скрытый смысл искусства — значит, са­мому включаться в творческий процесс. Такое «включение» возможно лишь тогда, когда вы оказываетесь «лицом к лицу» с подлинным произведением искусства.

Целостность творческого пути Андрея Поздеева заключа­ется в глубоком интуитивном постижении гармонии мирозда­ния, в конце этого долгого, трудного, а порой и мучительного восхождения он все-таки приходит к необходимости пости­жения главного — Бога как высочайшей формуле мироздания. Он последовательно двигается от низшего к высшему. Если на­чало его творчества пронизывает эмпирический восторг перед чувственным совершенствованием Бытия, его метафизической и мифологической тайной, то последний период связан с мис­тикой символов знаков, чисел, раскрывающих для посвящен­ных гораздо более скрытый смысл космического образа мира. Древние символы, эзотерические знаки и мандалы выстра­иваются в стройное архитектурное сооружение композиции. Такая композиция уже не есть всполох чувственного восторга, а результат долгих раздумий и размышлений над сутью заду­манных образов, сцепляющих самые различные впечатления в единый интеллектуальный замысел, требующий развернутос­ти в цикл работ. Ни один холст не может быть изъят из ряда, ибо смысл замысла тогда останется не раскрытым.

Безусловно, там, где есть эстетика формы, есть эстетичес­кое любование, но этого недостаточно, чтобы произведение искусства действительно стало таковым. У Поздеева потря­сает его дар видеть мир глубоко, постигать природу, человека, суету жизни каким-то внутренним зрением («раскройте от души своей») и передавать это интуитивное видение зрителю. Если в работах 60-70-х годов преобладала стихия свобод­ного напористого живописного мазка, которая захватывала

в первую очередь наше осязательное ощущение Бытия, то уже с конца 70-х годов Поздеев успокаивает живописный поток, вводя его в более стройное плоскостное русло последующих пластических задач.

Так, постепенно, художник выстраивает свои замечатель­ные циклы полотен 80-90-х годов. Вырабатывается лако­ничный язык цветовой плоскости, где пространство условно, символично. Время замирает, останавливается, погружается в вечность. Более нет темы сюжетов, есть образы-ассоциации, есть условность пространства и цвета. Как много может выразить подлинный художник языком цвета? Практически все... Поэтика творчества в богатстве метафор, неожиданных ассоциаций и срав­нений, именно цветовая палитра позволяет раскрыть всю семанти­ку замысла. Символика цвета: черное и белое, красное и желтое, голубое и охристое, — создает очень сложную комбинацию эмо­циональных и метафизических переживаний, заложенных в текто­нике (четкой, почти геометрической выстроенное) композиции. Порой работы Андрея Поздеева воспринимаются как рациональ­ные, умозрительные комбинации форм. Но следует заметить, что в основе комбинации всегда лежит вымеренная и продуманная сис­тема символов: крут и квадрат составляют ее основу. Многократно повторяющиеся элементы задают определенный, необходимый художнику ритм. Основа этого ритма — высшая гармония, божес­твенный космос. Пифагорская система числа и принцип золотого сечения как символ гармонии вселенной.

Творческая интуиция художника всегда глубже рациональ­ного знания, там, где происходит озарение и совпадает незна­емое, но понимаемое, там и возникает открытие. Вот почему так мучителен был творческий путь Андрея Поздеева, он шел к откровению истины, он мучался «болезнью» подлинных ху­дожников, мыслителей, творцов.

«Никогда не спрашивай: по ком звонит колокол. Он всег­да звонит по тебе» — вот высочайший смысл образов еван­гельского цикла «Жизнь», открывшийся Андрею Поздееву. Все, что остается нам живущим, — это крик души художника, страстной, полыхающей души, мудрой в своем скорбном про­зрении. Он был человеком XX века, и в нем боролись две про­тивоборствующие силы: Вера и безверие.

«Распятие» — в своем трагическом образе раскрывает суть этой драмы. Совершенство круга и квадрата разрывается вреза­ющимся треугольником, разрушающим гармонию. Черный цвет поглощает Свет и доводит образ до статики абсолютного небытия. Можно говорить о трагедии, а можно ее охватить интуитивно, мощ­ным образом формы. Именно так творил Андрей Поздеев. Он един в своем стремлении постичь суть добра и зла. От полотна «Демонс­трация», где течет кроваво-красный поток полотнищ и флагов, до последних «евангельских» работ. Здесь и там одна боль, одна тема. Без экспрессии 60-70-х годов, без стихии цвета, без утонченности изящных форм его раковин и цветов не родился бы этот лаконичный ритм преследующих его образов. В творчестве Поздееву не нужна была суета, он многое понимал интуитивно, его раздражала многословность, и он избрал тот язык, на котором можно было сказать очень многое, но сказать тихо, дабы быть услышанным теми, кто способен услышать. Художественная эрудиция его огромна, чтобы прийти сознательно к символу, к знаку-смыслу, необходимо многое пережить, осмыслить, захотеть понять. Через классическую куль­туру, через традиционный язык искусства, Андрей Поздеев при­ходит к тайным знаниям древних книг и учений и там обретает ту пластическую форму, которая и дает возможность проникновения в метафизический смысл явлений.

Энергия творчества, духовное горение, вот что ставит имя Андрея Поздеева в ряду замечательных мастеров XX века.

Е. Худоногова, искусствовед

Powered by XGEM Engine