А.Ф.Ефимовский, искусствовед, член Союза художников России, Заслуженный деятель искусств РФ, экспозиционер выставок русского авангарда, с 1988 по 2011 г. являлся директором Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова.
«Путь к образам Андрея Поздеева».
Многие годы художник Андрей Поздеев и его творчество вроде бы и существовали, а вроде бы и нет. Официальное искусство 60-80-х годов, привыкшее к определенному способу выражения мыслей и чувств, игнорировало «другое» искусство, обвиняя его в цинизме, несерьезности, глумлении над святынями.
В чем смысл исканий художника, изменений его стиля, манеры?
Что говорит о своих исканиях сам Андрей Поздеев?
-Общепринятого образования у меня нет. Искусство изучал в музеях Москвы, Ленинграда. Смотрел картины, учился, делал выводы. Но никогда не подражал! Пытался во всем разобраться сам. В то же время понял, что сущность моей работы будет в поисках своего стиля.
Мне кажется, что у многих современных художников есть тенденция «жить в ногу со временем»; они торопятся высказаться и делают это часто излишне нарочито. Между тем у Борхеса есть такая интересная мысль: большая часть современной литературы не столь хороша, как могла бы быть, потому что писателям не хватает непреднамеренности!
Андрей Поздеев в своих поисках непреднамерен.
-После первой персональной выставки в 1964 году я понял, что изобразительное искусство - это не профессия. Это жизнь, отражение моего «я».
Изучал орнамент, иероглифы. Размышлял о сущности жизни. В те годы писал много этюдов, даже пытался писать картины для выставкомов. Но быстро понял, что суть моего характера в самовыражении. Отсюда пришло и осознание своего пути в искусстве.
Разное время - разный язык. Более широкий диапазон художественного языка — вот перспектива развития нашего искусства.
На первый взгляд, раскрепощенность и свобода художника нас завораживают. Действительно, свобода необходима, но она и чрезвычайно трудна. Свобода для художника - большая ответственность. Художник - самый требовательный зритель и ценитель, аналитик и судья.
- Я никогда не задумывался о понятности и доступности моего искусства. Хотя время от времени я огорчался: почему меня ругают? Ведь я очень искренен в своих картинах. Я распахнул вам свою душу, а вы не хотите меня понять...
Искусство Поздеева трудно для восприятия. Сложность прежде всего в самом творческом методе художника. Его полотна лучше смотреть циклами. Таким образом зритель полнее представляет себе ход работы над картиной. Создание холста — это преодоление многих проблем. Отдельные вещи художника слагаются как бы в «путь к образу». В этом процессе у Поздеева формируется свой субъект-язык. Первый шаг в работе — поиск собственной технологии. Можно отметить следующие этапы в создании картины:
- стыковка формы с цветом; — анализ первых результатов: концептуальная вещь или это ступень к ней?
- вживание в образ; интеллектуальные и практические действия, как правило, закладываются в начале работы;
- если есть уверенность в том, что к работе готов, то процесс продолжается.
Каждый холст (даже если он неудачен) имеет свои достоинства и дает решение следующему. Некоторые работы Андрея Поздеева чисто технологические, а не идейные. Они нужны для других, будущих картин. Эта страсть к эксперименту - в цвете, в форме, в пластике и т. д.- у художника постоянна.
- Я считаю так: задумал отдать свое впечатление холсту - отдай. А как его выразить - дело десятое. Образ у меня часто «дозревает» во время работы. Удовлетворение от сделанного приходит довольно ясно. Холст готов - это я чувствую. Мало того, я вижу, что в работе есть ходы на будущее.
Иногда я сдираю холст - не получилось! Такие антитезы нужны, даже необходимы художнику. Почему не получилось? Все потому, что я иногда пытаюсь родить пятимесячного ребенка. А технология должна созреть, подойти к результату.
В его работах иногда важнее процесс, методика мышления, отдельные промежуточные идеи, чем результат. Главное не в том, что картина убеждает человека в той или иной точке зрения, а в том, что она заставляет его думать, будит мысль. Воспринять и осмыслить мир художника не минутное дело.
- Когда холст состоялся, он живой, у него должна быть душа. Когда она появляется? Я это понимаю почти сразу. Стою перед холстом и вижу: «Этот получился». Пойдет работа или нет - могу сразу сказать. По одной линии. По своему состоянию.
Самое главное для художника, по-моему, не завидовать. Нужно уметь видеть достоинства другого художника.
Сейчас у нас эпоха пересмотра многих взглядов. Но важно не опровергнуть тот или иной взгляд, а разбить упрощенную точку зрения на жизнь, на искусство, на человека...
Истинность своих творений может оценить только сам художник. Только ему ведомо, что он хотел сказать. Только он один может утверждать: „Это — мое". А зритель, кстати, всегда неправ. Искусство - прежде всего самовыражение.