Почему мы посвятили музей именно Андрею Поздееву?

В Красноярске  есть два памятника художникам - землякам. Один - Василию Ивановичу Сурикову, другой - Андрею Геннадьевичу Поздееву. Между этими художниками 100 лет. И, кажется, нет более разных живописцев. 
Рядом с именем Сурикова давно стоит определение «Великий  исторический живописец». Его творчество считается народным и, конечно, «понятным народу». Андрей Поздеев гораздо менее известен широкой публике - его признают не все, а понимают еще меньше. И все-таки - они похожи. Похожи своим неистовым, фанатичным, отношением к живописи. Упрямой уверенностью в своем праве писать так, как  они сами считают правильным, без оглядки на авторитеты (вспомним, как критиковали Сурикова за «неправильную» композицию  в картине «Меньшиков в Березове», или за «не тот» цвет  в картине «Переход Суворова через Альпы»).

Андрей Поздеев жил в другом веке и в другой стране. В СССР творчеством художников пыталось управлять государство, признававшее только одно, единственно правильное, течение в искусстве – «Социалистический реализм». У государства было достаточно много рычагов влияния на художников, чтобы «объяснить» им как нужно рисовать. 
В этих условиях оставаться  свободным в творчестве было практически невозможно. Однако, Андрей Поздеев прожил жизнь свободного художника в несвободной стране – это большая редкость в Советском Союзе. За свою свободу он платил цену, которая непосильна для многих творческих людей. Эта цена – бедность и непризнание. Между сытым служением какой-либо власти и  свободой - он выбирал свободу.  Он  не был ни  диссидентом, ни революционером, но он  не мог  писать заказных, идеологических работ, он служил только одной богине – живописи.

Он работал неистово, каждый день, до самой смерти. Не оглядываясь на мнение власти, публики, зная, что его работы вряд ли купят, он был свободен и от вкусов возможных коллекционеров. Художник, прошёл огромный путь от скромного копииста, через чувственное познание мира средствами живописи, до мыслителя, решающего с помощью изобразительного искусства вопросы и задачи вселенского масштаба. Время от времени его пытались исключить из Союза художников.

Последний раз это случилось в 1986 году, когда один влиятельный  московский чиновник от искусства решил «посечь»  Андрея Поздеева за «буржуазную» живопись».  Но время было уже другое. Общественность заинтересовалась творчеством Андрея Поздеева. Тогда художнику,  наконец, удалось расплатиться с  многолетними долгами.

Картина Первые персональные выставки Андрея Поздеева за Уралом прошли в конце 90-х годов в Петербурге в Мраморном зале Государственного Русского музея и в ЦДХ в Москве. Благодаря подвижнической деятельности Николая Григорьевича Ткаченко. В  1999 году, уже после ухода художника, его персональная выставка открылась в Государственной Третьяковской галерее.
В рамках Дней Красноярского края в Москве  из сотен замечательных сибирских художников было решено показать московской публике  именно Андрея Поздеева.
В 2001 году в Государственном Русском музее  состоялась выставка «Русское абстрактное искусство. XX век». На ней были представлены знаменитые имена: Малевич, Лентулов, Филонов, а завершилась эта грандиозная выставка, подводящая итоги XX века в живописи, картинами Андрея Поздеева.

Открывая выставку А.Поздеева в Третьяковской галерее, Народный художник России, академик, вице-президент Российской академии художеств, профессор Э. Н. Дробицкий сказал: «Человек от Бога, раздвинул чуть-чуть всех академиков, и народных, и заслуженных и спокойно, никого не потеснив, вошёл в русское и мировое искусство».

Татьяна Ваганова

 

Powered by XGEM Engine