Новости музея

24 Октября 2012. Открытие выставки В.Капелько в Литературном музее Красноярска

О художнике Владимире Феофановиче Капелько.  В.Флегонтова, искусствовед (статья о выставке в г.Томске):

«Грустно знакомиться с человеком после его смерти. Слушая рассказы жены Эры Антоновны, путешествуя по его любимым местам в Хакасии, просматривая тысячи его работ, меня не покидало ощущение, что я знаю этого человека очень давно. В Томске это первая персональная, ретроспективная выставка В.Ф.Капелько, чье имя хорошо известно в Сибири. Его уже нет. Так уж получилось.Капелько В.Ф. 1980  Бараны  Искусство Капелько - это биография своего времени, его путешествий, автобиография. Плато Путорана, Самарканд, Бухара, Хива, Рига, Владивосток, Ялта, Бахчисарай, античный Херсонес и древний Эрбуни, Мана, Лена, Тува, Хакасия... «Извечное любопытство... гоняло меня с красками... от моря до моря, от края до края... Вот так мотало меня по свету 40 лет без выходных и отпускных». 
Он всю жизнь писал красивую Картину жизни. Жизни прошлой на много тысячелетий назад, настоящей и будущей. Им создана уникальная галерея петроглифов с помощью изобретенного им  метода копирования на тончайшей миколентной бумаге с древних наскальных рисунков.

Капелько В.Ф. на Шаболинской писанице, 1977-78гг. Фото из архива Заики   Копии петроглифов В. Капелько, снятые с каменных стел Хакасии  

На раскопках В. Капелько - Причудливый и неугомонный.Вся человеческая и художественная натура Капелько была пронизана любовью к жизни и женщине. А еще ему была дана молодость - до самого смертного часа. Он не дожил свое, Владимир Капеля (так многие звали его ласково). Его жизни одной хватило бы на десятерых, а ему, по его веселости, по интересу ко всему на свете - оказалось мало. "Что там на горе? А что за горой? А что за рекой, за лесом? А что в тайге, а что в тундре, а что в степи, а что, а что???" Не успел переделать всех дел, испробовать все занятия, увлечься всеми увлечениями и нарадоваться всеми радостями. Была неуемность к интереснейшему занятию - жить.
 


Я мешу на палитре краски.
На дорогах я грязь мешу.
Я пьянею от женской ласки. Я ревную.
Я жить спешу. Я спешу. Я смеюсь. Я живу!

В нем жил художник и коллекционер, археолог и путешественник. Он был учителем для молодых художников и просто обаятельным светлым человеком. А еще – самобытным.

А.Г.Поздеев, В.Ф.Капелько на открытии выставки 90-е гг.Лучший друг Капели известный красноярский художник Андрей Поздеев, который его очень любил, сказал как-то на открытии выставки:
«Очень сожалею о другом твоем таланте, ты до сих пор не издал книжечки своих чудо-стихов. Это поэт от Бога... И сборник «Лошадь ржала в железную дудку» был издан. Спасибо Андрею Поздееву, ведь именно он помог издать эту книгу.
Но все-таки самое главное - был художником Капелько. Хорошим художником, душевным и широким - сродни своим героям. Любил размах и искренность в людях. Любил все красивое. Любил «все зверье, всех птиц, жуков, гадов, бабочек и женщин». Больше всего любил петухов, и потому они не сходили с его полотен.

В.Ф. Капелько. 1937-2000. Обь-Енисейский канал строится.     

Любил открытых душой людей - как человек и как художник, любил мечтателей бескорыстных. Очень любил жизнь... Но...
«Сердце болеть за все устало! Биться перестало За все, все, все...» Эти строки им были написаны за 2 часа до смерти - 28 сентября 2000 года. Не к месту звучит само слово о смерти! Он был на редкость живой человек и жизнелюбец. Его влекло к красоте, и он умел ее давать людям. Владимир Феофанович талантливо прожил жизнь и сделал столько хорошего - и в искусстве, и людям. Он нам нужен своими картинами и самой памятью о нем.

Книга На выставке прошла также презентация книги о В.Ф.Капелько «Горланят над Россией петухи», изданная в 2012 году благодаря несокрушимому энтузиазму и титанической работоспособности составителя и редактора Надежды Омелко. Книга содержит не только стихи В.Капелько, но и воспоминания о нём, художественные работы, к ней подключились писатели, художники, искусствоведы, столбисты, у каждого нашлось для Капелько доброе слово. 

Эта книга – наглядный пример, как совместными усилиями, живя понятием человечности и справедливости, можно создать, сотворить нечто хорошее, нужное; решить все проблемы, непосильные одному энтузиасту. 

 

ДРЕВНИЕ ЛИКИ СИБИРИ    (Отрывок из книги «Горланят над Россией петухи») 

«...Изучаю и копирую древние наскальные рисун­ки Сибири вот уже 20 лет. Каждый сезон выезжаем то на Лену, то на Енисей и его притоки, в верховьях Аба­кана проводим в палатках два-три месяца. Копирование требует времени, тщательности, сосредоточенности. Надо «проявить» на особой бумаге даже самую малую чёрточку изображения. Скалу приходится буквально гладить,- иначе ничего не получится. И вот представь­те, висишь на узком скальном карнизе над рекой, во­круг - простор, красота - и невольно проникаешься все­ми теми же чувствами, что и далёкий твой предок, а под руками возникает то солнцеликое божество, то фигурка человечка, и у него из рук сыплются звёзды - какие-то неведомые семена. А рядом - священный зверь с огне­дышащей пастью, ниже - всадники, быки, лоси...»
Владимир Капелько. Из газеты «Советская Хакасия» от 01.01.1991 г.

Благодаря изобретенному  В.Ф.Капелько методу копирования наскальных изображении, многие произведения древних художников были им спасены и сохранены для потомков, так как сегодня многие памятники попали  в зону затопления Саяно-Шушенской ГЭС или оказались  разрушены строительством.  То, что Владимир Капелько совершил, иначе как научным подвигом не назовешь.

Копии снятые В.Ф.Капелько с наскальных рисунков методом эстампана на микалентной бумаге              Копии снятые В.Ф.Капелько с наскальных рисунков методом эстампана на микалентной бумаге

Копии снятые В.Ф.Капелько с наскальных рисунков методом эстампана на микалентной бумаге                 Копии снятые В.Ф.Капелько с наскальных рисунков методом эстампана на микалентной бумаге

                

 стихи В.Капелько

***
Когда помру…

Я стану сразу такой свободный,
Свободный, как ветер,
Свободный, как Бог.
Свободный от писем,
От встреч неугодных,
От женщин,
От красок,
И от стихов...

Работать не надо
И думать не надо,
Не надо ни пищи, ни дров.
Рубашек не надо,
Ботинок не надо, —
Свободный и голый, как Бог,
Не надо спешить
И не надо стараться,
Вечность теперь моя!
Свободно могу я во все превращаться:

В гусеницу,
В соловья,
В лягву на болоте,
В пыль на дороге,
В шерсть на кудрявой овце,
В прясла поскотин,
В мышь в огороде,
И в шелуху на яйце.
Ты меня встретишь
В редьке и в луке,
В белых и красных цветах,
Ты меня встретишь
В чернике и клюкве,
Ягодкой на губах...

Сможешь меня обласкать и погладить,
С дымом вдохнуть из огня,
Сможешь всегда и во всем поладить
...со мной. Без меня.
Симеиз, 12.01.1966.

Подробнее о жизни и творчестве В.Капелько, художнике, археологе, ученом, поэте:

Исследовательская работа «Дорогами Вселенной Капели».  Куцак Татьяна, Королев Станислав , ученики 11 В класса, МОУ «Лицей», г. Черногорск, Республики Хакасия, Руководитель: Коп Татьяна Васильевна

Свободный, как Ветер. г.«Красноярский рабочий». 29.06.2006г. Э.Русаков

- К сожалению, вопрос о творческом наследии Капели пока не решён, - с горечью сказал Александр Заика. - И неизвестно, будет ли создан в Абакане, где он жил последние годы, музей Капели... А ведь ещё сразу после смерти художника в правительство Хакасии обратились учёные, археологи и искусствоведы Сибири, с просьбой о создании музея-мастерской. Но - увы... Большая часть работ Капели хранится у его вдовы в совершенно неподходящих условиях, часть - в Минусинской художественной школе, что-то есть в Красноярске - в педуниверситете, в СФУ, в музеях... Но, конечно же, нужен музей Капели! Мы ведём себя как вандалы - в зоне затопления Богучанской ГЭС готовятся к уничтожению древние наскальные рисунки, люди взрывают, ломают, портят красоту. И наши туристы любят повсюду оставлять следы своего варварства, рядом с древними петроглифами рисуют своё... У нас в крае и вообще в России нет ни одного заповедника, где бы охранялись наскальные рисунки. А, к примеру, в Казахстане - любая скала музеефицирована. Почему так происходит?
Вероятно, потому, что мы живём лишь сегодняшним днём... Беспризорный Капеля г. «Красноярский рабочий».  24.05.2012 И. Беляков

Капелько. Пейзажи Хакасии


 

Powered by XGEM Engine