«МИР АНДРЕЯ ПОЗДЕЕВА» (отрывок)

Глава 2.   МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА, (ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ) 

«Мастерская А.Г. Поздеева в  центре Красноярска была для многих красноярцев храмом живописи. Двери всегда были открыты для многочисленных друзей. Андрей Геннадьевич любил угощать всех чаем из самовара. Когда не было денег на сахар – пили чай без сахара. Валентина Михайловна нарезав черный хлеб маленькими кубиками сушила их в духовке. По мнению гостей, собиравшихся за гостеприимным круглым столом, это было очень вкусно. Здесь царила особая атмосфера творчества и истинного служения искусству, здесь знали цену таланту и дружбе. Андрей Геннадьевич  для многих красноярцев были мерой совести. Сколько людей, по их собственным рассказам, приходили к художнику почти как на исповедь, и он слушал и помогал многим…»

Оформляя экспозиции в нашем музее, мы надеялись сохранить ту атмосферу добра и творчества, которая была в мастерской А.Г. Поздеева.
Одну из экспозиций музея мы назвали «Мастерская художника». Создавая  проект интерьера, мы выполнили эскиз цветной аппликацией на планшете. Он раскрывает наш основной замысел – показать место работы художника.
Чтобы отделить основную площадь музея  от экспозиции «Мастерская художника» мы придумали симметрично расположенные декоративные полуарки. Таким образом,  мы отгородили часть помещения. Эти полуарочные решетки по замыслу имели две функции.

Первая - придать  «храмовость» мастерской, Мы знаем, как трепетно художник относился к своей мастерской, какие философские, библейские, картины создавались здесь.
Вторая роль арок - нести информацию в фотографиях, помещенных в переплетах как в рамах.

   

В состав основного фонда нашего музея входят более 1000 единиц хранения. Это живопись, рисунки, наброски художника, предметы из его мастерской, афиши выставок, фотографии. У каждого экспоната – своя история. Эти истории (легенды) записаны в картотеке музея вместе с фотографиями и подробным описанием каждого

На выставках мы видим законченные произведения, в раме или под стеклом. А что этому предшествует? Где, как, чем работает художник? Мы показываем, реконструируем, как бы часть мастерской при помощи главных деталей: в центре оригинальный стул с высокой спинкой (копия подлинного). На нем художнику позировали модели. На этом стуле он любил работать, прислоняя холст к спинке.



И конечно - копия знаменитой палитры-лавки.  Работая над большими холстами, Андрей Поздеев размешивал краски на такой деревянной лавке. После работы, художник собирал остатки краски мастихином и протирал ее лаком. За много лет  поверхность казалась, словно инкрустирована драгоценными камнями.  Мы постарались показать, в каком порядке художник располагал краски на палитре. В центре мольберт с холстом. Мольберт интересное сооружение со своими деталями и секретами.  Все это могут увидеть наши посетители. Круглый стол с букетом в огромной «макитре» - так называл художник вазу под цветы. Стол с букетом отражается в большом зеркале, художник любил писать цветы на  фоне зеркала, чтобы их казалось еще больше. С этой макитрой связано много рассказов. В огромную вазу не поставить три цветка, да и художник любил большие букеты.  Любимыми цветами Поздеева были розы. «Роза по гороскопу мой цветок» – говорил он. В своей вечной фуфайке, в рыжей потертой шапке, как только появлялись деньги, он шел на центральный рынок, там спрашивал у торговцев с Кавказа: «Сколько стоят розы?»  Видя бедно одетого человека, торговцы отмахивались от него: «Проходи отец, дорого». А потом, когда он заказывал сто штук, с восторгом несли их сами в его мастерскую. В углу стеллаж из досок для холстов, тут же полочки и столик с различными вещами: клееварка, медицинские весы для взвешивания компонентов грунта, специальные щипцы для натяжки холста, резцы, ножи, молоточки, мастихины, рулетка,  старая грамм-пластинка Рахманинова «Всенощное бдение» с изображением Спаса Нерукотворного. Она стояла на полке художника в мастерской, и мы сочли необходимым поместить такую деталь в нашу экспозицию. Конечно, книги по философии, фотографии и прочие подлинные вещи, у каждой есть своя интересная история, которую мы можем рассказать посетителям.

Вся мебель, стеллажи, зеркала - это реконструкция. С разрешения Валентины Михайловны мы тщательно  измерили лавку, стул, стеллажи и сделали точные копии. Круглый стол ученик нашей школа Карташов Андрей нашел на даче своей бабушки. Он оказался точно такой, как в мастерской Поздеева и семья Карташовых подарила его школьному музею. Остальные  вещи, которые посетители видят в экспозиции – подлинные, принадлежавшие когда-то художнику. А главные наши сокровища это, конечно,  картины Андрея Поздеева. Во многом нам это удалось воссоздать атмосферу мастерской. Это подтверждают наши постоянные гости – родные и друзья художника.

Экспозиция постоянно пополняется. Автор памятника А.Г. Поздееву Ю. Злотя подарил нам гипсовый бюст художника – один из вариантов его работы над памятником. Каждый экспонат или документ, хранящийся в музее, добавляет к нашим знаниям о художнике новые черточки. Вот письмо и фотография из г. Владимира. На фото уже немолодой художник Вячеслав Шавловский получает из рук президента России Государственную премию.  В юности Слава Шавловский мечтал учиться в Ленинграде. Мечта была не осуществима – мать Славы умерла, отца не было. Мы узнаем, что в течение пяти лет Андрей Поздеев,  ежемесячно посылал Славе «стипендию» -  50 рублей из своей скудной военной пенсии по инвалидности. Никто, даже из близких друзей раньше не знали об этом. Похожую историю мы знаем о В. И. Сурикове, когда меценат Н.И. Кузнецов оплачивал его обучение в Академии художеств. Но богачу золотопромышленнику Кузнецову было чем делиться, в отличии от бедного художника Андрея Поздеева. Жизнь Андрея Поздеева, дает много поводов задуматься о главных ценностях жизни. Он всегда знал, что деньги нужны для двух вещей: чтобы покупать краски, и чтобы помогать друзьям. Вот каталог к юбилейной выставке Поздеева в 1986 года. Тогда была сделана  очередная попытка исключить Андрея  Поздеева из Союза художников. На выставке в Красноярске московский чиновник от искусства, редактор журнала  «Декоративное искусство», увидел картины Поздеева. Он обвинил красноярское отделение Союза  художников в том, что они «развели буржуазную живопись» и потребовал принять меры. Но время было уже другое. Вскоре появилась экономическая свобода, первые кооперативы. Узнав, что в Красноярске есть «буржуазная» живопись, зарождающаяся буржуазия Красноярска заинтересовалась картинами Андрея Поздеева. Продавал картины художник неохотно, он мечтал  увидеть свои картины в музеях  Когда в 90-е  появились деньги, он раздал долги, но в образе жизни художника ничего не изменилось. В квартире – холстины вместо штор, электрическая лампочка вместо люстры, это посетители могут увидеть на фотографиях, хранящихся в нашем музее.  В одежде, та же телогрейка и потертая рыжая шапка

Мы храним в нашем музее знаменитую вельветовую куртку и клетчатую рубаху из фланели.  Еще один экспонат – книга стихов друга Поздеева художника и поэта Владимира Копельки, изданная с помощью Андрея Поздеева.
 


 

На первой странице посвящение автора:  Спасибо Андрею Поздееву

Нищий вывесил стихи показать

А нищий - спонсер говорит:

-  Я помогу их издать

Ты, говорит, их побольше пиши,

Только чтоб не от ума, а от души

Родственники, друзья и почитатели художника приходят к нам в музей, как при жизни художника приходили в его мастерскую. Каждая встреча не только обогащает музей новыми экспонатами, но и является бесценной возможностью общения с яркими и интересными людьми.

Литература:

  1. Архив школьного музея, воспоминания Ваганова В.Г. тетрадь для записей воспоминаний № 1 , опросный лист №1, опросный лист №2
  2. Архив школьного музея, воспоминания Поздеевой В.М. тетрадь для записей воспоминаний № 1 , опросный лист №3

 

 

Powered by XGEM Engine