«Я ХОТЕЛ ПРОЙТИ ВЕСЬ ПУТЬ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ».
«Первый раз я родился в Тибете в тысяча четырехсотом году, был тибетским монахом, звездочетом, чернокнижником, прорицателем. Наверное, эта память и гнала меня, когда я в детстве бегал из дому, бегал беспричинно и неостановимо. Пока не добежал до красок». А.Поздеев
Впервые я увидела картины А. Поздеева «Сотворение мира» и «Вознесение» зимой 2000 года, когда мы (совет школьного музея Поздеева) посещали мастерскую художника. В. М. Поздеева с радостью показала нам многие его работы, в том числе и эти два больших холста.
Эти картины поразили меня. В первые минуты у меня возникло ощущение, будто бы я переместилась в какое-то иное пространство, будто бы я поднимаюсь вверх вместе с фигуркой Христа. Казалось, что все эти квадраты, круги и ромбы оживают, приходя в движение. Черные треугольники на картине «Вознесение» будто уходят назад, белые -выдвигаются вперед, начинают вибрировать. Картина оживает. Грани ромба и квадрата начинают раздвигаться, открывая небесный простор Вознесшемуся.
Я поняла, что картины действительно живут затаенной жизнью, но увидеть это может лишь внимательный и чуткий человек. Чтобы глубже понять творчество художника, проникнуть в суть его замыслов, необходимо изучить круг вопросов, волновавших художника в конце 80-ых, начале 90-ых годов.
В восьмидесятые годы Андрей Геннадьевич в своем творчестве обращается к Библии. «Предположим, пошла полоса, - говорил Андрей Геннадьевич, - заинтересовала меня жизнь Иисуса Христа. Я попытался что-то сделать. Грешник, обычный земной грешник... Мне стало как-то не по себе, что я берусь сделать вывод какой-то касательно Сына Божьего. Я много очень работал - два года над этой полосой. Отдача произошла. Я назвал ее «Жизнь человека», но, по сути, я шел от жизни Христа...».
В это же время Андрей Геннадьевич увлекался эзотерической литературой, в его мастерской появляются экстрасенсы В. Коледаев, А. Игнатенко. В школьном музее А. Г. Поздеева хранятся книги Е. П. Блаватской «Тайная доктрина» и «Теософский словарь», книга автора Л.Грин «Ментальная биолокация» и другие книги по индийской философии, которые принадлежали художнику.
На основе изучения литературы, которой увлекался художник в последние годы жизни, попытаемся глубже понять суть и смысл его последних работ.
ВОЗНЕСЕНИЕ.
Картина состоит из 50 различных, но гармонично связанных друг с другом геометрических фигур. Здесь присутствует множество треугольников, квадраты, круги, плавные дугообразные линии и ромбы. Попробуем разгадать скрытое значение этих фигур и обратимся к символике.
Холст имеет квадратную форму 2,8 на 2,8 м. Если посчитать количество треугольников на каждой из сторон квадрата, мы везде получим 10. Число десять имеет следующее толкование: "В Древнем Египте 10 изображали в виде единицы вписанной в 0. Десять - число очень гармоничное, оно сочетает в себе начало и конец отсчета - " всё и ничего", оно приводит все цифры к единству и поэтому считается символом гармонии, Божества, Вселенной и человека ".
Рассматривая холст в целом, мы увидим, что в общий фон квадрата вписывается еще несколько фигур: ромб, в него - круг, в круг - еще один квадрат, а в квадрате мы видим крестообразную фигуру вознесшегося Христа.
Квадратная форма холста выбрана не случайно. Квадрат является символом устойчивости, незыблемости основ. Он напрямую связан с такими понятиями, как равенство, прямота, правота, истина, справедливость, мудрость. В то же время ромб, вписанный в квадрат, представляет собой самую неустойчивую фигуру, стремящуюся упасть на одну из своих сторон, поколебав тем самым установленную гармонию и приведя холст в движение. Углы ромба чуть скошены, что создает ему временную опору.
Следующий за ромбом круг является символом объединения, с формой круга древние философы всегда связывали нечто божественное и таинственное. Форма круга исполнена гармонии: все находится в равновесии. Вступая в круг, погружаешься в другое временное измерение. Круг представляет собой колесо фортуны, то возносящей, то низвергающей человека. Круг символизирует замкнутую область или сферу, вступая в которую, попадаешь под защиту круга. Отсюда - таинство чтения молитв над усопшим, которое производили, очертив себя белым кругом. Нечто божественное придавали кругу и в Древней Руси. Центральная часть церквей 10 - 14 в. (на которой располагался купол) имела форму круга. Возносясь над остальным зданием и мирской суетой, круг купола символизировал тем самым путь к небу и связь неба с землей.
Также круг символизирует полноту, совершенство и целостность. Слово "круг", добавленное к какому - либо выражению, увеличивает его значительность. Вспомните фразы "круглая сумма" и "круглый отличник". Круг, как символ имеет множество толкований, в одном только словаре Ожегова понятие "круг" и производные его формы имеют около 50 значений.
Интересно толкование квадрата, вписанного в центр круга. Согласно китайскому учению Фен - Шуи, именно квадрат в центре круга является символом гармонии. Круг связан с женской энергией "инь", он означает материю, женственность, покой, холод и первородный мрак, откуда появилось всё живое. Квадрат - символ мужского начала - энергии "янь". Это мужественность и активность, дух и свет - прародитель. Вписанные друг в друга, они представляют собой неразрывную связь между землей и небом, матерью и отцом, питающим началом и духом.
В центре картины мы видим крест, заключенный в ромб с дугообразными (как будто бы втянутыми) сторонами. Интересно, что эти плавные линии - дуги, согласно тому же "фен - шую", призваны противостоять отрицательной энергии и защищать от её пагубного влияния. Сам же крест представляет собой вознесшегося Христа. Эту мысль подтверждает и жемчужная головка Иисуса, окруженная синим нимбом. Связь креста и Христа не случайна. Крест - символ христианского культа и в сознании людей он неразделим с образом Искупителя. Очень интересное объяснение этой взаимосвязи можно найти у Елены Блаватской: "Предполагается, что значение креста, как христианского символа, относится к эпохе, когда Иисус Христос был распят. Но при исследовании древнейших источников (книги, фрески, настенные надписи и т. д.) фигура человека на кресте не была обнаружена. Отсюда напрашивается вывод: на протяжении около 6 столетий после христианской эры, основание христианской религии на распятом Искупителе совершенно отсутствует в христианском искусстве. Нет ни Христа и нет Распятого, крест есть Христос. Крест, а не сам Распятый, являлся первоначальным символом христианской церкви и оставался им на протяжении многих веков. Крест обожествлен сначала и очеловечен в конце". Ниже читаем: "Знак креста, принятый христианинами, не принадлежит исключительно им. Он каббалистичен и представляет собой четверичное равновесие элементов - Воды, Воздуха, Огня и Земли... "
Крест египтян Анкх представляет собой соединенные воедино четырехконечный крест и круг. Это знак гармонии, жизни, живого, клятвы, завета. Верхняя часть такого креста - круг символизирует дверь, врата, рот, место входа. Круг есть женский символ, означающий рождение новой жизни.
Жемчужная головка Христа, вписанная в синий круг нимба символизирует семя жизни.
Наиболее часто встречающаяся на полотне геометрическая фигура -треугольник символизирует земную жизнь. Три его угла, как 3 периода -рождение, жизнь и смерть (детство, молодость и старость).
Не менее интересно и цветовое решение картины, она выполнена в четырех цветах: белом и черном, составляющих основу и двух "божественных" - синем и жемчужном. Белый представляет собой сгусток Сияния, он содержит все цвета спектра поровну, являясь результатом их смешения, символизируя тем самым единство и равенство. Белый - это первозданная чистота. Этот цвет вдохновляет, помогает преодолеть трудности, он экспансивен и обладает большими созидательными способностями. Белый непосредственно соседствует с космическим разумом Сияния, в нем заключено совершенство всех цветов.
Черный ассоциируется с тьмой и смертью, но это не так. Он действительно символизирует конец, но именно он и дает начало всему новому. Черный олицетворяет прозорливость, способность видеть неочевидное, он связан с высшими философскими идеалами.
Сочетание черного и белого - еще один знак гармонии. Если белый -дух, то черный - материя. Если черный - действие, то белый - замысел. Два эти цвета неразрывно связаны китайским символом "тинь - инь".
Синий цвет (цвет нимба) обладает силой и мощью. Он очищает и преобразует. Это цвет "третьего глаза", синий позволяет видеть больше, чем остальные. Он отражает преданное служение истине, он прирожденный священнослужитель. Этот цвет открывает доступ к доселе неведомому, и весь устремлен в будущее.
Жемчужное семя, заключенное в синий круг, представляет собой голову Христа. Жемчуг,- это органическое вещество, он весь искрится нежной теплотой. Жемчужный цвет обладает способностью все объединять. Жемчужный - воплощение кульминации. И действительно, когда фигура Христа поднимается ввысь над землей, наступает кульминация его земной жизни, завершение его миссии. Жемчужный таинственным способом связан с Луной, а, значит, и с космосом в целом.
Интересна и числовая концепция картины: общая сумма всех фигур - 50. 50 = 5 + 0 = 5
5 - число, связывающее воедино рождение и гибель, всего мира в целом. Это число жизни.
Число "4" повторяется несколько раз: это четыре стороны квадрата, четыре угла ромба, четыре конца креста. 4 - плодоносящее число, число истины.
Общая сумма всех фигур на каждой из сторон квадрата 10. 10 - символ гармонии и единения.
Если следовать по направлению взгляда из фигуры в фигуру, начиная с квадрата холста и заканчивая "семенем жизни", то таким образом мы преодолеем 7 границ или сфер (граница квадрата холста > граница ромба > окружность и т. д.)
Число 7 символизирует вечную жизнь и вечное знание. Оно осуществляет связь с Высшим Разумом.
Число Христа 6 (четыре конца креста и 2 - "семенем жизни").
6 - символ физической природы и знак Земли.
Таким образом, можно сделать вывод, что и цветовое, и числовое, и композиционное решение картины несет в себе определенную смысловую нагрузку.
Например, образ Христа, который художник стремился передать на картине, в сознании людей связан с такими понятиями, как высшая справедливость, истина, равенство, святость. Все это присутствует на картине не в единичной форме. Они передаются через композиционную часть картины (квадрат - символ равенства, устойчивости, справедливости), через цвет (белый цвет треугольников отражает единство и равенство, а синий - символ истины и святости) и через число 4, воплощающееся на картине несколько раз (в виде 4 сторон квадрата, 4 концов креста и 4 углов ромба).
Делая вывод, необходимо сказать, что все эти вписанные друг в друга фигуры - это не просто красивая композиция, которая понравилась художнику, это символы, построенные в определенном порядке, несущие в себе гораздо больше информации, чем, если бы художник нарисовал реалистическую картину. Абстракционизм труден для зрительного восприятия, но он элементарен на уровне подсознания. И для того, чтобы понимать абстрактную живопись, совсем необязательно читать кучу умных книжек, нужно просто пошире раскрыть глаза и душу навстречу искусству.
СОТВОРЕНИЕ МИРА.
Очень интересную композицию геометрических фигур имеет и другая картина Андрея Геннадьевича - «Сотворение мира». Здесь художник решает важнейшую проблему человечества: «Откуда есть, пошла земля наша?».
Эта картина была написана в 1986 году, ее размеры - 285*400 см. Этот огромный холст будто бы поглощает тебя, втягивает внутрь, отделяет от окружающего пространства. Условно картину можно разделить как бы на 7 измерений: сначала прямоугольная граница самого холста, а потом 6 границ вписанных друг в друга кругов. Круг- это символ женского начала в Древнем Египте, круг символизировал место зарождения новой жизни. Подтверждение этому можно найти у Елены Блаватской: «Круг означает дверь, врата, рот, место входа. Он означает месторождение в северной части небес, откуда Солнце вновь рождается. Следовательно, круг есть женский символ месторождения, и представляет собою Север. Именно в северной части небес Богиня семи звезд дала рождение времени и определила цикл года», «круг есть не один, но все», - читаем у той же Блаватской. Очень интересное толкование круга я прочитала в книге знатока древнего искусства В. А. Плугина: «Круг с глубокой древности был символом гармонической завершенности, символом неба и света. Единым круговым движением на иконе А. Рублева связаны три ангела, следовательно, круг - это триединство...».
Семь границ холста связаны с понятием семеричного человека, число семь подразумевает соединенные треугольник и квадрат, где треугольник символизирует три земных начала: дух, плоть и разум, а квадрат создает устойчивые условия для их развития.
Центром картины является красный круг. Он как бы замыкает, заканчивает путешествие в глубины бытия, являясь «конечной точкой», и в то же время красный круг можно рассматривать как «семя жизни», какое то первородное вещество, из которого впоследствии появилось все живое.
Быть может, через эту центральную фигуру художник стремился передать образ Бога- творца. «Бог есть круг, центр которого везде, а окружность нигде»,- пишет Е. Блаватская в «Тайной доктрине». Вот вам и прямое доказательство вышеуказанного предположения.
Центральный круг окружен еще пятью окружностями. Быть может, они символизируют дни творения. Соответственно, первый- понедельник, второй- вторник и т. д. Последним седьмым днем является воскресенье или красный круг на холсте. Это день осмысления содеянного, день завершения великой работы, и на картине - это последняя, ключевая точка, сосредотачивающая на себе внимание, готовая раскрыться и показать человеку нечто большее.
Совокупность черного, белого и красного кругов напоминает глаз -«Божье око», следящее за миром и покоем на земле. Интересно, что сочетание этих цветов является символом гармонии в китайском учении Фен-Шуи.